Истории делают людей мудрыми; поэтов остроумными; математиков проницательными; натурфилософов глубокими; мораль влиятельной; логику и риторику способной к дискуссии. Фрэнсис Бэкон, 1597


Наши проекты


Юмор. И не только...

Откуда берутся свободные дети

Кен Робинсон о смене парадигмы образования

 

 

Хороши ли «хорошие» школы?

Очень часто, сталкиваясь с проблемами в школьной жизни своего ребенка, родители приходят к выводу, что это просто плохая школа: "Найдем хорошую - и все станет на свои места". Белорусский психолог Вероника Михалко в своей статье рассуждает о том, может ли школа в принципе быть хорошей и что на самом деле обретают родители, сдав ребенка в надежные руки образовательной системы.

Хороши ли «хорошие» школы?

Михалко Вероника, Беларусь
психолог, мама двух домашних детей
Специально для проекта "Свобода в образовании"

 

В

ысказывания о недостатках системы образования, о необходимости ее модернизации, реформирования, усовершенствования, улучшения и т. п. давно не вызывают удивления и протеста. Да, школы не идеальны, не соответствуют современным потребностям, не справляются… да, надо что-то в них менять. Далее следует очень логично выглядящий выход из этой ситуации: «А давайте создадим альтернативную хорошую школу

Надо сказать, практически каждый родитель, обучающий ребенка дома, в свое время проходил этап «хорошей школы» - или в реальности, или в виде идеи. И это нормально и закономерно: отказываясь от чего-то, настолько общепринятого, как школа, трудно сразу перестроиться и  опереться в этом вопросе лишь на себя, свою семью, трудно осознать сразу, что именно эта опора и является самой надежной, а, по существу, и единственно возможной. Хочется не только освободиться от навязанной неудачной формы образования ребенка, но и тут же, безотлагательно, выложить свой ответный козырь в виде ее серьезной, убедительной альтернативы, созданной своими руками и/или руками единомышленников.  На этом этапе еще жива иллюзия, что можно избавиться от «минусов» системы и сохранить ее «плюсы». Найти хороших преподавателей, сократить количество учеников,  избежать раннего начала занятий, жесткого расписания, правил поведения... индивидуальный подход... прогрессивные методики… Знакомо?

Такие начинания иногда не удаются сразу – когда создатели слишком пропитаны принципами той системы, в которой сами выросли, воспитывались и обучались. Тогда, что бы они ни задумали построить, все равно будет получаться… все та же школа, но уже школа своими руками. В свете того, что я буду писать ниже, это вариант развития событий, скорее, благоприятный и ведущий к цели более свободного и разумного образования ребенка более короткой дорогой.

У меня складывается убеждение, что родители, выросшие и воспитанные в духе советской системы миропонимания, как раз таки не должны стремиться к созданию альтернативных групп, коллективов для обучения и воспитания своих детей: стереотипы и представления, впитанные в детстве, очень живучи и часто почти не осознаваемы, а в итоге что ни пытаешься строить, получается то, от чего бежишь. Другого ведь не знаешь, или знаешь очень примерно, слабо, а стереотипы – привычные действия и представления - сильны, и такое слабое знание и понимание того, что и как делать, плохо помогает противостоять им - и интеллектуально, и эмоционально.

ребенек, день рождения,Я думаю, выходом является как раз семейное образование – родителям стоит разойтись по своим семьям и в семейном «одиночестве» создавать что-то новое, ранее не существовавшее. Одновременно и сложностью, и преимуществом такого «одинокого» семейного строительства является то, что семья в советской системе отношений лишь номинально считалась «ячейкой общества», лишь формально представлялась чем-то отличным от коллектива типа школы, комсомола или компартии в уменьшенном масштабе. Т.е. традиции семейной жизни и воспитания детей утеряны или размыты, их практически нет.

В современной семье явно не работают принципы «коллективной» жизни, это становится очевидным и понятным, как только семья собирается вместе не только для отдыха и краткого общения по выходным, праздникам и вечерам после работы, детсада, школы, а вообще вместе – для жизни. Становится очевидным - и требует иных подходов. Вот тут и возникают сложности (каких иных подходов? что делать? как?) и преимущества (семейные стереотипы и традиции отсутствуют или не работают, рассыпаются в прах от столкновения с современной действительностью, их отсутствие вынуждает относиться к семье осознанно, а не автоматически воспроизводить когда-то усвоенное).

Итак, если хотелось создать «лучшую» школу (или найти уже существующую), а получилось «как всегда», это повод не для огорчения, а для поиска других, более коротких и действительно эффективных  путей к реализации ваших целей в воспитании и образовании своего ребенка.  Когда подобные благие начинания не удаются – это не плохо.

А что, если удаются? Если дети довольны, родители счастливы? Такое случается и в обычных школах. Наверняка вам приходилось слышать распространенное мнение: «А мне повезло со школой! У меня были замечательные учителя (учитель, одноклассники…)! Я до сих пор вспоминаю школьные годы (друзей, учителя, определенный урок…) с радостью». Меня всегда смущали восторженные дифирамбы школе, т.к. среди их авторов никогда не попадались мне люди, которыми бы я сама восхищалась: философией их жизни, профессиональной успешностью, их подходом к взаимоотношениям с людьми, семьей, чем-то еще. Получалось так, что люди были очень довольны тем, как провели время в школе, но в настоящем ничем особенным не могут блеснуть. Возможно, это как раз и является итогом полного довольства школой? Возможно, что-то происходит с человеком в «хорошей» школе, что делает его некритично довольным своей, в сущности, невзрачной жизнью?

Приятная жизнь в резервации

В

ероятнее всего, это результат отрыва школы от реальности. Об отрыве содержания изучаемых в школе предметов от реальной жизни давно принято говорить спокойно и открыто, менее очевиден и не афишируется отрыв школы от реальности в других областях: во взаимоотношениях с людьми, в мировоззрении, подходе к материальному обеспечению своей жизни и т. д. Школа представляет собой резервацию, почти не связанную с реальностью: строгое разделение на группы по возрасту, один посторонний взрослый на большую группу детей, стандартные ожидания, требования, набор того, что надо знать и уметь. Прибавьте замкнутое пространство и насилие во всем: над телесностью, интересами, внешним видом… Можно долго перечислять признаки искусственно созданных школьных условий, не существующих в жизни за ее стенами. Ни один взрослый не согласится безвозмездно терпеть такое обращение с собой (похожие требования и узкие рамки предъявляет наемная работа, но ведь она оплачивается, не так ли?), и в то же время, родители почему-то обычно соглашаются допустить его в отношении своих детей.

 

photo: Robert of Fairfax При этом надо учесть, что в подобной «резервации» не обязательно плохо живется. Если она устроена гуманно (неизбежное насилие облагорожено, сглажено человеческим отношением между взрослыми и детьми, есть внутренние общие цели и интересы и т.п.), то от «членства» в подобной «секте» можно получать искреннее удовольствие. И при этом не получать нужных для жизни в реальности умений и навыков. Неблагоприятные условия ставят человека перед необходимостью задуматься, что происходит, какой найти выход, заставляют бороться, обращаясь к своим собственным внутренним ресурсам, переосмысливать, сомневаться, критично относиться к происходящему. Когда же существует иллюзия, что все идет хорошо и правильно, человек неизбежно расслабляется и плывет по течению внушаемых образцов мысли и действия, привязывается к своей «секте», как к доброму покровителю-взрослому, некритично воспринимая все, что исходит от нее. 

Да, в школе было здорово, воспоминания самые теплые и радужные, а что теперь?.. Я ни разу не встречала восторженного отзыва о школе, подкрепленного явным свидетельством успеха в настоящем, вроде: «В школе мне было здорово, у меня были отличные учителя, именно им я обязан тем, что сейчас являюсь миллионером». Напротив, люди, достигшие явного успеха, как правило, не восторгаются школьным временем, а часто пренебрежительно или с неприязнью отзываются о том, что происходило с ними в школе. Речь может идти не обязательно о материальном, денежном успехе, но и об успехе в реализации своих целей, мечты, о крепкой семье, счастливом образе жизни, приносящем удовольствие и здоровье. Но если все нематериальные успехи довольно легко подвергнуть сомнению (пусть и необоснованному), то деньги, работающий бизнес, разумно устроенный и приносящий прибыль, нельзя или, по крайней мере, сложно (хотя для тех, кто хочет усомниться, ничего невозможного нет...)

Сейчас я вела речь об обычной школе, со всеми ее недостатками, но устроенной так, что в ней может быть вполне комфортно существовать, – об условно «хорошей» школе. Относится ли все сказанное к «альтернативной» школе, специально созданной, чтобы преодолеть недостатки «обычной»? Я думаю, да, так как «альтернативная» школа строится на том же глубинном идейном основании, что и «обычная». Обратите внимание на то, что описанные ниже проблемы и вопросы актуальны как для первой, так и для второй.

Продолжение

Назад в раздел