Моя идея образования состоит в том, чтобы расшевелить мозги молодёжи и воспламенить их умы. Роберт Мэйнард Хатчинс, 1973


Наши проекты


Юмор. И не только...

Откуда берутся свободные дети

Кен Робинсон о смене парадигмы образования

 

 

Все возрастающее ограничение детской свободы привело к снижению творческого потенциала у детей

Новая статья Питера Грея, основанная на исследованиях психологов о том, что в школе нет творчества, и не может быть в тех условиях, которые созданы на данный момент, и только свободное образование сможет решить проблему.

 

Все возрастающее ограничение детской свободы привело к снижению творческого потенциала у детей

Новое исследование предполагает, что американские школьники становятся менее креативными

 

Автор: Питер Грей
Перевод: Ксения Платонова
специально для проекта "Свобода в образовании"

 

Опубликовано 17 сентября 2012 года. Питер Грей

 

Питер Грей, профессор психологии в Бостонском колледже, ведущий научно-исследовательскую работу, является специалистом по развитию и эволюционной психологии и автором вводного учебника «Психология».

Если что-то и позволяет американцам оставаться на международном уровне на высоте, так это креативность. "Американской изобретательностью" восхищаются повсюду. Мы не являемся ни самой богатой страной (по крайней мере, если ориентироваться на самый низкий процент бедности), ни самой здоровой (отнюдь нет), мы не являемся страной, в которой дети получают самые высокие баллы в стандартизированных тестах (несмотря на попытки наших политиков дезинформировать нас, показывая обратное), но мы - самая изобретательная страна. Мы - великие новаторы, специалисты в изобретении новых путей достижения поставленных целей, а также в придумывании новых целей. Возможно, причина кроется в нас самих или же в нашей уникальной форме демократии, с ее акцентом на свободу личности и уважением к нонконформизму. В мире бизнеса, так же как и в науке, искусстве или где-то еще, креативность - наш актив номер один. В недавнем опросе IBM, 1500 руководителей компаний признали это, когда определили креативность как лучший показатель будущего успеха [1].

Следовательно, недавний научно-исследовательский отчет Кюнг Хи Ким, отмечающий непрерывное снижение креативности среди американских школьников за прошедшие два или три десятилетия, вызывает тревогу. [2]

Ким, будучи преподавателем педагогики в Колледже Уильяма и Мэри, проанализировала баллы по ряду показателей креативности - именуемому Тест Креативности Мышления Торренса (Torrance Tests of Creative Thinking - ТТСТ) - собранные из нормативных тестов школьников, начиная от детского сада и до окончания школы за несколько десятилетий. Согласно исследованиям Ким, результаты этих тестов начали снижаться где-то между 1984 и 1990 гг и с тех пор продолжают снижаться. Падение показателей статистически весьма существенно  и в некоторых случаях уровень этого падения очень большой. По словам Ким, эти данные указывают на то, что "дети стали менее эмоционально активными, менее энергичными, менее болтливыми и вербально активными, обладают меньшим чувством юмора, менее развитым воображением, более консервативны, они стали менее живые и страстные, менее проницательные, они менее склонны связывать несовместимые на первый взгляд вещи, менее склонны к синтезу и к тому, чтобы смотреть на вещи под другим углом."

Согласно исследованию Ким, снизились все показатели креативности, но самое большое снижение наблюдается в показателе, именуемом "творческая разработка", которая оценивает способность взять определенную идею и рассмотреть ее в новом интересном ракурсе. Между 1984 и 2008 г.г. средний балл по "творческой разработке" в ТТСТ для каждой возрастной группы, начиная от детского сада и до выпускного класса школы упал больше чем на 1 стандартное отклонение. Другими словами, это означает, что более 85% детей в 2008 году получили более низкие баллы по этому показателю, чем в среднем дети в 1984. Невероятно.

Вы можете задаться вопросом, как вообще креативность можно оценить. По определению, любой тест с вопросами, у которого предполагается только один правильный ответ или один верный путь решения, не является тестом на креативность. Тесты Торренса были разработаны Э. Полом Торренсом в конце 1950-х, когда он был преподавателем педагогики в Университете Миннесоты. В то время, сразу после запуска Первого искусственного спутника Земли, американское правительство было обеспокоено выявлением и взращиванием одаренных детей среди американских школьников с целью догнать русских (которых мы ошибочно считали передовыми в сфере научных инноваций).

В то время как большинство коллег Торренса сосредоточились на изучении стандартных показателей интеллекта, как пути достижения цели, Торренс принял решение остановиться на творческом потенциале. Его предшествующая работа с летчиками-истребителями ВВС убедила его, что креативность - центральная переменная, лежащая в основе личного успеха и способности адаптироваться к необычным условиям. [3] Он приступил к разработке теста, в котором людям предоставляли различные виды побудителей и просили сделать с ними что-то интересное и новое - то есть креативное. Конечным результатом стал набор тестов, которые сейчас носят его имя. В наиболее частом применении этих тестов задания - это отметки на бумаге, такие как волнистая линия или ряд параллельных линий и кругов, и задача состоит в том, чтобы сделать рисунки, которые включают эти схемы и опираются на них. Рисунки оцениваются согласно степени, в которой они включают такие качества как оригинальность, содержательность и юмор.

Лучшим доказательством того, что тесты Торренса действительно измеряют творческий потенциал, является длительное исследование, показывающее сильную, статистически существенную корреляцию (зависимость) между баллом полученным на ТТСТ в детстве и последующими реальными достижениями. [4] Как отмечают авторы одной из статей, комментирующей результаты, высокие баллы "соответствовали большему количеству книг, танцев, радиопередач, художественных выставок, компьютерных программ, рекламных компаний, технических инноваций, музыкальных композиций, государственных политическим программ (написанных или осуществленных), лидерских позиций, представленных лекций и спроектированных зданий", чем у тех, кто получил баллы ниже. [5]

Действительно, ТТСТ, кажется, лучший показатель будущего жизненного успеха, который когда-либо был изобретен. Это показатель лучше, чем IQ, выпускные оценки средней школы или суждения сверстников о том, кто достигнет большего. [6] Коэффициенты корреляции, обнаруженные между баллами, полученными на ТТСТ в детстве и реальными творческими достижениями во взрослой жизни, колебались от нижнего уровня около 0,25 до верхнего около 0,60, в зависимости от того, какие тесты были включены и каким образом оценивались взрослые творческие успехи. [6]

Таким образом, снижение баллов ТТСТ среди детей школьного возраста, кажется, действительно должно стать поводом для беспокойства. Сама Ким называет это "кризисом творческого потенциала" и этот термин появился во многих статьях в популярных журналах.

Вот сюрприз так сюрприз...  В течение нескольких десятилетий мы, как общество, подавляли детскую свободу, с каждым днем только усиливая ограничения, и теперь мы обнаруживаем, что творческий потенциал снижается.

Творческий потенциал расцветает на свободе и душится постоянным контролем, оценкой, руководством взрослых и давлением с целью подчинения, которое ограничивает жизнь детей в наше время. В реальном мире очень мало вопросов имеют один правильный ответ, мало проблем имеют одно правильное решение. Вот почему креативность имеет решающее значение для успеха в реальном мире. Но мы все больше и больше загоняем детей в рамки образовательной системы, которая предполагает один правильный ответ на каждый вопрос и одно правильное решение для каждой проблемы, системы, которая наказывает детей (да и их учителей тоже) за попытки найти другой путь. Также мы, как я уже писал в предыдущей статье, все больше лишаем детей свободного времени вне школы, когда они имели бы возможность играть, исследовать, скучать, преодолевать скуку, терпеть неудачи, переживать неудачи – то есть, делать все то, что они должны делать, чтобы полностью реализовать свой творческий потенциал.

Непрошенные оценки – враг креативности

Креативность расцветает в неконтролируемой непредвзятой среде

 

Сейчас здесь я представлю новые доказательства того, что свобода – включая свободу от постоянных непрошенных оценок – является существенным элементом для расцвета креативности.

Непредвзятое воспитание родителями без чрезмерного контроля и управления является залогом креативности в будущем

Как показали длительные исследования, дети, воспитанные родителями, которые не пытались их полностью контролировать и не высказывали оценивающих суждений, позже показывали гораздо больший творческий потенциал, чем дети, росшие у относительно строгих родителей, не приемлющих другие точки зрения кроме собственной. В классическом исследовании, проводимом в 70-80-х гг. Дэвидом Харрингтоном, Дженни Блок и Джеком Блоком, оценили методы воспитания и ожидания родителей 106 дошкольников (от 3,5 до 4,5 лет) и позже, когда дети были в 6-ом и потом в 9-ом классе, просили их школьных учителей оценить их по ряду показателей, относящихся к креативности. [1]

Когда дети были дошкольниками, исследователи оценивали родителей по уровню контроля во время взаимодействий с детьми в лаборатории, также они просили самих родителей описать свой стиль воспитания, используя метод Q-сортировки.

Утверждения, вроде представленных ниже, были взяты для представления свободного непредвзятого стиля воспитания без излишнего контроля:

- Я уважаю мнение своего ребенка и поддерживаю, когда он выражает его.

- Я думаю, что у ребенка должно быть время на то, чтобы подумать, помечтать и даже побездельничать.

- Я позволяю своему ребенку принимать многие решения самостоятельно.

И напротив, следующие утверждения были взяты, чтобы представить авторитарный стиль воспитания:

- Я не позволяю своему ребенку сердиться на меня.

- Я стараюсь держать своего ребенка подальше от детей или семей с отличными от наших представлениями и ценностями.

- Я не позволяю ребенку подвергать сомнению мои решения.

Учительская оценка творческого потенциала детей несколько лет спустя включала такие пункты как следующие:

- Находчив и изобретателен в предложении новых видов деятельности.

- Любопытен, жаждет получения нового опыта.

- Интересный, приковывающий внимание ребенок.

- Сильно увлекается тем, что делает.

- Стремится быть независимым и автономным.

- Самостоятелен, уверен в себе.

Результаты были очень показательны. Дети, которые росли у родителей, предоставляющих им большую свободу, показали больший творческий потенциал, будучи подростками, согласно рейтингу учителей, чем те, у кого были строгие авторитарные родители.

Ожидание оценки тормозит творческий подход

В многочисленных экспериментах, проводимых в основном в Университете Брандейса, психолог Тереза Амабайл искала условия, которые ведут к росту или уменьшению творческого потенциала. В типичном эксперименте она просила участников – иногда взрослых, иногда детей – произвести некий творческий продукт. [2] В зависимости от эксперимента продуктом мог быть коллаж, стихотворение хайку или короткий рассказ. Затем ей нужно было оценить результаты на креативность при помощи группы специалистов. Хотя творческий потенциал довольно трудно оценить, его определенно не так трудно распознать. Судьи были довольно последовательны в своих оценках, даже при том, что они делали это полностью независимо друг от друга. В общем, судьи смотрели не только на то, чтобы результаты творческой деятельности были незаурядны и удивительны, но и удовлетворяли реальным потребностям, были значительны или последовательны. Оригинальность сама по себе не оценивалась как креативность.

В некоторых из этих экспериментов Амабайл говорила участникам, что результаты их труда будут оцениваться группой экспертов на креативность. Вдобавок к этому она говорила, что они будут участвовать в конкурсе, и самые креативные получат призы. Другим участникам ничего не говорилось об оценках и каких-либо последствиях того, насколько креативными или некреативными окажутся их работы.

Результаты этих экспериментов были довольно последовательны. Каждый раз самыми креативными оказывались работы тех участников, которые ничего не знали о том, что их будут оценивать. Для них это была просто игра, ничего общего не имеющая с судейством и наградами.

В заданиях на физическую силу, таких как подъем тяжелых весов, или скучных рутинных заданиях типа подсчета бобов, мы добиваемся большего успеха, когда ждем оценку за свои старания. Но в задачах, которые требуют креативности или нового взгляда или изучения чего-то нового, мы добиваемся больших успехов, когда не ждем оценки – когда мы просто играем, не будучи в состоянии стресса и не боясь потерпеть неудачу. Ожидание оценки обычно способствует приложению больших усилий – потому что мы хотим произвести впечатление на того, кто будет нас оценивать – но эти усилия не способствуют творческой активности. Вы не можете стать более креативными только оттого, что «сильно постараетесь». Чтобы быть креативными вы должны отрешиться от себя и вступить на путь, который позволяет полностью запустить определенные бессознательные умственные процессы – процессы, которые генерируют необычные ассоциации и новые идеи. Эти бессознательные процессы лучше всего работают, когда вы просто играете, а не боретесь за похвалу или другое вознаграждение.

Два противоположных психологических состояния: игровое и вызванное напряжением

На основе большого количества исследований о влиянии эмоций на выполнение задачи, психолог Барбара Фредриксон раскрыла проблему того, что она называет «теория положительных эмоций для созидания и расширения сознания». [3] Согласно ее теории, положительные эмоции расширяют наше сознание и восприятие, позволяя нам видеть то, что мы раньше не видели, соединяя информацию и мысли новым полезным интересным способом. И напротив, согласно Фредриксон, отрицательные эмоции сужают наше восприятие и сознание, прежде всего, чтобы сосредоточиться на раздражителе, который является причиной отрицательных эмоций, будь то внушающий страх тигр, ненавистный враг, оценщик или отрицательные последствия возможной неудачи.

Оба эти способа чувствовать и думать полезны. Оба – продукты естественного отбора. Когда мы не сталкиваемся с непосредственной угрозой нашему выживанию, мы используем наш мозг, чтобы усовершенствовать себя и свое окружение – чтобы изучать, создавать, находить новые способы решения задач и помогать друг другу. Напротив, когда мы сталкиваемся с непосредственной угрозой, мы используем наш мозг вполне естественно, для противостояния угрозе. Если вас преследует тигр, лучшее, что вы можете сделать – это использовать привычные и хорошо изученные способы убежать от тигра, а не выдумывать новые креативные. Новые креативные способы увеличивают риск потерпеть неудачу, таким образом, мы биологически так устроены, чтобы выключать творческий подход, если неудача приведет к серьезным последствиям.

Оценка, когда о ней не просят и когда она имеет такие последствия, какие она имеет в школе, - это угроза. Она сужает восприятие и замедляет «созидательные» процессы. Она замедляет стремление к новым знаниям, способность уловить суть вещей и креативный подход – все те процессы, которые школа предположительно должна развивать. Мне нравится теория Фредриксон, но я предпочитаю называть ее «созидательной и расширяющей восприятие теорией игры». Мой вывод из этого исследования состоит в том, что положительные настроения, которые расширяют восприятие и являются созидательными – это игровые настроения. Умение воспринимать процессы как игру, по своей природе, является условием, при котором мы не боимся неудачи и чувствуем свободу, чтобы предпринять новые креативные шаги. В игре мы позволяем воображению смешиваться с логикой.

Таким образом, неудивительно, что дети стали менее креативными с тех пор как школы стали основываться на тестированиях и оценках. Для тех, кто относится к школе серьезно, постоянный контроль и тестирования создают непрерывную угрозу. Мозг учащегося сосредоточен на угрозе. Как пережить эту контрольную? Как понравится этому учителю? В таких условиях трудно быть креативным.

Назад в раздел