Мы
учимся просто очевидным истинам. Многое из того из чего состоит обучение,
совсем не образование, а ритуал. В действительности мы образовываемся
там, где мы имеем минимальные знания.Дэвид П. Гарднер, 1995
Питер Грей рассказывает об интересных экспериментах, связанных с изучением математики в начальной школе и математическими познаниями самих учителей. Смелая идея автора первого эксперимента не преподавать детям математику до средней школы — это, в сущности, альтернативная педагогика. Школьники, участвовавшие в эксперименте, лучше понимали смысл текстовых задач и быстро догнали сверстников, изучавших математику на несколько лет дольше, в умении решать примеры. Видимо, свободное образование даёт ребёнку более реальное представление о мире, чем жёсткие рамки школьной программы.
Опыт современного домашнего образования в США перевалил за 30 лет, поэтому есть и официальные итоги. В частности, исследование Брайана Рея, проведенное в 2009 году, по итогам которого хоумскулеры сильно опережают своих ровесников из государственных и частных школ, причем вне зависимости от образования родителей или конкретного стиля обучения дома.
Обзор исследований, посвященных разнообразным сторонам хоумскулинга (домашнего обучения) - от оценки академических успехов до уровня социализации и психологических качеств.
Новая статья Питера Грея, основанная на исследованиях психологов о том, что в школе нет творчества, и не может быть в тех условиях, которые созданы на данный момент, и только свободное образование сможет решить проблему.
Свобода в образовании подразумевает не только (а может, и не столько) свободу действия – но и свободу бездействия. Домашнее образование дарит такую свободу не только детям, но и родителям. Например, можно забросить буквари и не учить детей читать - пусть научатся самостоятельно!