Большая
часть современного образования крайне неэффективна. Слишком часто мы
учим молодых людей резать цветы, вместо того чтобы учить их выращивать
свои собственные растения. (Джон В. Гарднер, 1980)
Питер Грей рассказывает об интересных экспериментах, связанных с изучением математики в начальной школе и математическими познаниями самих учителей. Смелая идея автора первого эксперимента не преподавать детям математику до средней школы — это, в сущности, альтернативная педагогика. Школьники, участвовавшие в эксперименте, лучше понимали смысл текстовых задач и быстро догнали сверстников, изучавших математику на несколько лет дольше, в умении решать примеры. Видимо, свободное образование даёт ребёнку более реальное представление о мире, чем жёсткие рамки школьной программы.
Опыт современного домашнего образования в США перевалил за 30 лет, поэтому есть и официальные итоги. В частности, исследование Брайана Рея, проведенное в 2009 году, по итогам которого хоумскулеры сильно опережают своих ровесников из государственных и частных школ, причем вне зависимости от образования родителей или конкретного стиля обучения дома.
Обзор исследований, посвященных разнообразным сторонам хоумскулинга (домашнего обучения) - от оценки академических успехов до уровня социализации и психологических качеств.
Новая статья Питера Грея, основанная на исследованиях психологов о том, что в школе нет творчества, и не может быть в тех условиях, которые созданы на данный момент, и только свободное образование сможет решить проблему.
Свобода в образовании подразумевает не только (а может, и не столько) свободу действия – но и свободу бездействия. Домашнее образование дарит такую свободу не только детям, но и родителям. Например, можно забросить буквари и не учить детей читать - пусть научатся самостоятельно!