Истории делают людей мудрыми; поэтов остроумными; математиков проницательными; натурфилософов глубокими; мораль влиятельной; логику и риторику способной к дискуссии. Фрэнсис Бэкон, 1597


Наши проекты



Юмор. И не только...

Откуда берутся свободные дети

Кен Робинсон о смене парадигмы образования

 

 

Чтение. Как это происходит у детей с ведущим правым полушарием

Чтение. Как это происходит у детей с ведущим правым полушарием

 

Перевод: Елена Жолнина
специально для проекта "Свобода в образовании"

 

Возрастные границы. Дети с доминирующим правым полушарием готовы НАЧИНАТЬ учиться читать между восемью и десятью годами. К этому возрасту их мозг готов обрабатывать наряду с трехмерными визуальными стимулами и двухмерную символическую информацию. Не надо упрощать. Правополушарному ребенку нравится читать «настоящие» тексты с увлекательным сюжетом. Он не переносит серии для начинающих читателей, ранжированные по сложности, дидактические материалы для отработки чтения определенных сочетаний или тексты наподобие Доктора Сьюза (Доктор Сьюз - псевдоним американского детского писателя и мультипликатора; особенность его книг состоит в том, что в них многократно повторяются слова, которые англоязычный ребенок в процессе обучения чтению осваивает в первую очередь, и все это на фоне абсурдного и смешного сюжета - прим. пер.).

Осмысленность процесса. Правополушарный ребенок учится читать, читая. Лучше всего его стимулируют настоящие книги или программы, которые их симулируют. Программы с кучей прибамбасов, не имеющие связи с реальными, наполненными смыслом историями, будут неэффективны и лишь собьют с толку.

Графичность. До 8-10 лет мозг правополушарного ребенка сфокусирован на изображении, он создает базу образов. Чем обширнее эта база, тем проще ему будет найти связующий образ, который будет работать переводчиком в процессе чтения. Потребность этих детей в визуальных опорах должна учитываться, чтобы снабдить ребенка наиболее подходящим ему инструментарием для освоения чтения.

Визуализация. Правополушарному ребенку нужен его развитый навык визуализации, сопоставимый с его умением читать параллельно с прослушиванием чужого чтения или аудиокниги. Они думают картинками, поэтому каждое слово будет превращаться в картинку в процессе чтения. Эта способность визуализировать либо «включит», либо «выключит» понимание текста и удовольствие от чтения. Именно эта черта делает их читателями-скиммерами - теми, кто словно скользит по поверхности текста, пока не получится «схватить образ». Благодаря этому они лучше читают про себя.

«Трудные» длинные слова прежде «легких» коротких слов. Дети с ведущим правым полушарием научатся читать длинные, но имеющие визуальный коррелят, слова раньше, чем короткие, но не визуализируемые (в особенности артикли или служебные слова из списка Дольча) (Список Дольча - составленный американским педагогом Эдвардом Дольчем список наиболее частотных слов, запоминание которых является первым этапом обучения чтению в англоязычных странах. - прим. пер). Эти короткие слова придут последними, в конце стадии, предваряющей свободное чтение (приблизительно в 9-11 лет).

От целого к части. Правополушарные дети оперируют целыми, объемными образами, поэтому они сначала видят целое, и только потом могут вычленить части. Поэтому метод обучения целыми словами подходит им лучше всего на первоначальном этапе, а затем, в приближении этапа свободного чтения, вводится информация о правилах чтения.

Сначала смотри, потом делай. Правополушарный ребенок не любит чувства поражения, поэтому они наблюдают, как другие делают то, чему им хотелось бы научиться. Слушать чтение вслух, слушать аудиокниги, слушать чтение знакомых книг - все это помогает им почувствовать себя увереннее в процессе овладевания навыком чтения.

Контекст. Правополушарный ребенок читает , опираясь на «контекст», потому что он все переводит в картинку. На ранних стадиях они могут пропустить до трети прочитанного, потому что им нужно лишь «ухватить образ». Иногда заметны их попытки «угадать» слово. Причина этого в том, что они пытаются читать, основываясь не только на контексте, но и на своих знаниях. Если при этом визуализация работает, и они концентрируются на понимании, а не на ассоциациях, эти «ошибки» сами исчезнут по мере анализа контекста и наращивания практики.

Автоматизация. Первые попытки читать от свободного чтения отделяет этап «шлифовки» навыка, к которому необходимо отнестись со вниманием. Ребенку с ведущим правым полушарием понадобятся зрительные опоры, чтобы помочь с визуализацией и пониманием смысла. По той же причине они будут читать знакомые или довольно простые тексты. Просьбы почитать вслух или ответить на вопросы их не вдохновят. Но если в это время отнестись с пониманием к их особенностям, они начнут читать легко и свободно.

Источник.

Назад в раздел