Если бы я изучил просвещение, то у меня не осталось бы времени, на то, чтобы изучить что-либо еще. (Корнелиус Вандербилт, 1877)


Полезно

Наши проекты



Юмор. И не только...

Откуда берутся свободные дети

Кен Робинсон о смене парадигмы образования

 

 

"Где ничего не заставляют делать"

Александра Романова

Прекрасную своей лаконичностью фразу я встретила на просторах сети. Она была высказана, конечно, в резко негативном ключе, но глубина ее мысли меня просто восхищает в самом прямом смысле этого слова: "Лучшая школа для большинства жж-мамашек - это та, где ничего не заставляют делать".

Автор ошибается только в одном - не для большинства, к сожалению, ой как не для большинства...

Какой мне видится лучшая школа? Хорошее начало да? Да вот такой вот: «где ничего не заставляют делать».

Можно я немного помечтаю? Школа это такое место, куда ребенок любого возраста может придти, чтобы утолить свою жажду. Жажду познания или жажду общения, жажду нового и жажду интересного.

Придти, когда у него больше вопросов, чем он может получить ответов. Ответов от родителей, родственников, их сослуживцев, или соседей, или любых других людей, которых ребенок встречает на своем пути.

Придти, чтобы узнать что-то, чего он не может узнать сам, увидеть то, что не может увидеть в другом месте. Родители и все окружающие взрослые пишут на компьютере? Но есть место, где можно карандашом не только рисовать милые калялки, но и писать. Это место расположено в «школе». Ты можешь туда придти, посмотреть и, может быть, поучиться писать.

Ключевое слово — «можешь».

Ты можешь придти на кружок рисования и поучиться рисовать. А можешь уйти, и пойти к другому педагогу (педагог -  это не раб, сопровождающий ребенка в школу, а тот человек любого возраста, который может чему-то научить), чтобы тоже рисовать или учиться прыгать через скакалку, или делать химические опыты.

Ты можешь придти и уйти, если тебе неинтересно. Вспомните, как много и как часто дети не досиживают до конца занятия в кружке?

А если в школе «занятия» проходят только иногда? Если ты можешь придти и послушать педагога, или посоветоваться с наставником, или зайти в комнату обучающих игр, лабораторию для проведения экспериментов, швейную мастерскую. А когда устал или надоело - пойти поесть, домой или играть на спортплощадку.

Ты можешь придти и участвовать в постановке спектакля, и можешь уйти, когда его показ уже завершен или раньше, если твоя роль сводится к рисованию сценических задников. Если другие ребята не верят, что ты справишься, тебе просто не дадут роль. Но ты всегда можешь посмотреть на других, поучиться чему-то или просто прикинуть свои силы в этом деле.

Если ты пришел в мастерскую и сшил только половину юбки или смастерил только половину табуретки у тебя будет что носить или на чем сидеть? Нет, не будет. Но даже в этом случае ты получишь какой-то опыт, некоторый навык работы с пилой, молотком, отверткой и швейной машинкой. Следующий раз, когда тебе будет нужна юбка, у тебя получится лучше и больше. Если ты не умеешь считать, ты не сможешь пойти в магазин за покупками.

Если ты не умеешь писать, ты не сможешь написать даже свое имя на «школьной» стенгазете. Если ты не знаешь раскладки компьютерной клавиатуры, тебе будет трудно писать сообщение на форуме. Если ты не умеешь решать задачи на движение или мало знаешь о своем родном городе, о родной природе, то тебе не доверят составлять маршрут «школьного» велопохода, загадки для краеведческих или скаутских соревнований.

Ольга Писарик: Школы должны быть маленькими, лучше в каждом дворе, как пионерские комнаты в моём детстве. Преподавать могли бы все желающие и любые предметы. Хочет человек научить других хитростям рыбалки, пришёл и учит. И учатся все желающие, самого разного возраста. Или  играть в шахматы учатся, или это  литературный кружок, или кукольный театр. В одном дворе одно, в другом другое. А еще один общепредметный учитель для вопросов-ответов по школьным предметам. Пусть уж будет.

А когда ты научился делать что-то хорошо, ты можешь захотеть научить этому своего товарища, который тоже пришел в «школу». Ты не обязан уметь считать, писать, решать геометрические задачки, знать исторические даты, болтать на иностранных языках и щелкать интегралы. Просто тебе могут показать, что это здОрово и интересно. "Лучшая школа - это та, где ничего не заставляют делать".

И последнее. Вспомним классиков, которые так часто нам напоминали: все-таки «schola» переводится с латыни как «досуг», «непринуждённая беседа». Пусть школа будет досугом для наших детей.

Назад в раздел