Если бы я изучил просвещение, то у меня не осталось бы времени, на то, чтобы изучить что-либо еще. (Корнелиус Вандербилт, 1877)


Наши проекты


Юмор. И не только...

Откуда берутся свободные дети

Кен Робинсон о смене парадигмы образования

 

 

Обучение через игру

Домашнее обучение, и в особенности анскулинг, становится естественной реализацией пресловутого "индивидуального подхода", который так часто декларируется в школах - и в то же время практически невозможен в ее условиях. Нужны ли для такого обучения особые методики? «Нет», - отвечают родители анскулеров, - «Мы просто живем и играем с детьми».

Обучение через игру

Автор: Джен Хант
Перевод: Нурия Елесина
специально для проекта "Свобода в образовании"

 

“Стремление к правде и красоте – вот сфера деятельности, где нам разрешено оставаться детьми всю жизнь” Альберт Эйнштейн
М

ой сын Джейсон, в настоящий момент уже молодой человек, был анскулером с самого начала: нам посчастливилось встретить книги Джона Холта, когда Джейсону было два года, и с тех пор мы не искали других путей.

Джейсон рос очень любознательным ребенком, он любил учить новые слова и играть с числами. У него был обширный словарный запас уже к 18 месяцам, он разобрался с понятием бесконечности к 2 годам, выучил сам возведение в степень и квадратные корни к 3 годам. Несмотря на это, я все еще задавалась вопросом, должна ли я использовать учебную программу, особенно для изучения математики. Было трудно не беспокоиться, выбирая путь, кардинально отличающийся от того, который я сама прошла в детстве. К тому же было очень непросто выдержать сопротивление моих сомневавшихся родителей, хотя я и понимала причину их скептицизма.

Когда Джейсону было семь, он попросил в подарок книжку по математике (перед этим мы как раз прочитали у Джона Холта восхищенный обзор книги Гарольда Якобса "Математика: стремление человека" в рассылке "Растем без школы" (Harold Jacobs. Mathematics: A Human Endeavor ). Книга оказалась замечательной, как и обещал Джон Холт, нам она очень понравилась. Но несколькими месяцами позднее я заметила, что Джейсон уже какое-то время не обращает на нее внимания. Я решила предложить ему читать вместе по одной главе в неделю. К счастью, я была занята в тот день, и у меня не было времени его спросить об этом. В тот же вечер Джейсон подошел ко мне с книгой в руке и сказал: «Давай поиграем в математику». Моя первая мысль была: «Вау, я чуть было не попала!» Если бы я сделала свое предложение первая, то он, скорее всего, согласился бы и даже кое-что бы выучил, но что произошло бы с моей концепцией изучения математики во время игры?!

Когда Джейсону было 8 лет, наша соседка, у которой тоже был восьмилетний сын, спросила меня, знает ли Джейсон таблицу умножения, и когда я ответила, что да, то она спросила, как мы его этому научили? Ее сын бился над изучением таблицы умножения в течение нескольких месяцев и до сих пор испытывал трудности в запоминании ответов. Он расстраивался и беспокоился по поводу оценок, но ни одна из идей матери не помогала. Я объяснила, что Джейсон выучил все естественным образом, когда возникала необходимость. Например, его отец купил мишень для дартс, просто для игры, несколько месяцев назад. Подсчет очков в дартс включает в себя как сложение, так и умножение, и, так как Джейсон хотел вести счет сам, ему пришлось выучить все комбинации чисел, которые используются в дартс (позже он выучил и все остальные комбинации, по мере необходимости). При этом дартс были куплены нами без всяких мыслей об изучении таблицы умножения, мы даже никогда не использовали такой термин.

Сейчас Джейсон может считать в уме, в отличие от меня. Запомнив формулы, я могу решить большинство математических задач, но только на бумаге, и я редко понимаю, в чем заключается суть подсчетов. Джейсон не только легко считает, но и действительно осознает процесс решения полностью. Если ему нужны будут новые математические инструменты, то он их легко выучит. Ему потребовались знания о синусах и косинусах, когда ему потребовалось преобразовать рисунки в графику для моей книги «Подарок для ребенка». Он выучил это легко и быстро, найдя информацию в интернете. Мне только остается вспоминать, как много времени я потратила на запоминание формул - и, хотя я сдала все экзамены, на самом деле не выучила ничего. Я не понимала, как формулы на самом деле работают и как их использовать в реальном мире.

Большинство того, что он знает, Джейсон выучил через игру, и он сохранил интерес к учебе, с которым родился. Он узнал о деньгах, играя в «Монополию», об орфографии, играя в «Скраббл», о стратегии - во время игры в шахматы, в «Clue» (1) и в видеоигры, о культуре - через просмотр классических и современных сериалов и фильмов, о политике и правительстве - через передачу «Да, министр», о грамматике - играя в «Mad Libs» (2), о дробях - во время приготовления разных блюд, о новых словах - когда играл в «Dictionary» (3) и о писательском мастерстве - через чтение книг П.Г. Вудхауза. Он научился жизни, просто живя. Но все его обучение произошло скорее случайно, чем намеренно, просто как часть одного большого дела - проживания собственной жизни свободно и естественно.

Во время недавнего интервью об анскулинге для газеты репортер спросил меня о техниках, используемых анскулерами, которые могли бы быть использованы родителями, у которых дети ходят в школу. Я объяснила, что анскулинг - это не техника; это жизнь и естественное обучение в любви и взаимном уважении. Моя подруга и мама анскулера Мери Ван Дорен однажды написала:

«Воспитание детей с упором на внутреннюю мотивацию - это не техника, не метод и не уловка, чтобы заставить ребенка делать то, что хотят родители, через тонкие манипуляции, а образ жизни, способ жизни с детьми с настоящим уважением к их интеллекту и к их естественности».

Я чувствую себя обязанной Джону Холту и другим писателям-анскулерам за то, что они поддержали во мне доверие к Джейсону в том, что он сам знает, что ему нужно и что он хочет изучать, и знает, как это изучить. Но моим самым лучшим учителем всегда был мой сын. Для тех родителей, которые сами прошли через школу, анскулинг может быть вызовом, но также и наилучшей возможностью научиться доверять естественной любви к обучению у наших детей.

Примечания переводчика:

(1)    «Клуедо» (Cluedo) - логическая настольная игра детективного жанра
(2)    «Mad Libs» - популярная игра для небольших компаний, название которой пошло от латинского «ad lib» (пометка в музыкальной или театральной пьесе, позволяющей импровизацию на данном отрезке); за счет добавления «m» в начало импровизация получила оттенок сумасшествия (англ. mad – сумасшедший). Суть игры – заполнить пробелы в заранее приготовленном тексте спонтанно придуманными другим игроком (игроками) словами. Итоговый текст, который потом зачитывается вслух, выходит комичным или абсурдным. В русском языке игру иногда называют «Чепухой» (если вам встречались иные версии названия – пожалуйста, поделитесь в комментариях!) На английском - даже выпускают специальные книги с «недописанными» текстами для этой игры.
(3)    «Dictionary» (словарь), или «Fictionary» (что-то вроде «фиктивного словаря»), – игра для 4 и более человек, суть которой - вспомнить или выдумать значение сложного слова. Ведущий открывает словарь/энциклопедию на случайной странице, выбирает малоизвестное слово и читает его, не поясняя значения. Игроки должны записать, как они понимают это слово, на одинаковых листочках бумаги. Ведущий пишет настоящее значение на таком же листке, а затем все определениями смешиваются и зачитываются вслух в произвольном порядке для голосования за правильный или самый интересный вариант. Призовые очки начисляются тому, кто дал правильный ответ, а также за каждый голос поддержки, отданный варианту того или иного игрока.

Источник

Назад в раздел