Образование - то, что остается, когда забыто все, чему учили. B. Ф. Скиннер, 1968
Яна Зиниград, израильская мама шестерых детей, часто дает интервью журналистам.
Вся семья Яны - анскулеры. Их дети живут, общаются, познают мир и обучаются в естественной для всех детей среде - семье. Они учатся, не отвечая на вопросы взрослых, которые контролируют их знания, они учатся вопросы задавая. А родители, братья и сестры тем или иным способом стараются помочь страждущему знания найти ответ на его вопрос. Подобный способ взаимоотношений и взамиообучения в семье называет анскулингом. Анскулеры не приписаны ни к какому дошкольному или школьному учебному заведению, не следуют никакой заранее установленной программе. Они просто живут все вместе и учатся друг у друга.
Но в современном мире не принято быть душевно близкими со своими детьми, не принято проводить свою жизнь вместе. Как родители, занимающиеся домашним обучением своих детей выглядят в глазах окружающих? Почему журналисты пишут о них то, что мы видим на страницах газет и журналов? С позволения автора, выкладываем здесь эту статью-размышление.
Недавно я поняла, в чём проблематичность интервью, да и просто разговоров, на тему домашнего воспитания. Вся
беседа от начала до конца идёт в системе координат "дети-школа". Точкой
отсчёта всегда является представление о том, что садик и школа - это
норма. Журналист, собеседник - это представитель "нормального"
человечества, и он изначально говорит с вами с позиции старшего,
правильность решений и поступков которого не требует объяснений и
доказательств.
Разговор идёт в таком ключе: пребывание детей в школе
- это понятно всем, а вот давайте поговорим об отклонениях от
общепринятой системы воспитания и обучения детей. Как вы пришли к такому
решению? не чувствуют ли ваши дети себя ущербными? не скучно ли им жить
в четырёх стенах и общаться только с родителями и братьями-сёстрами? не
хочется ли им как всем ходить в школу? какой распорядок дня у вас в
семье? по каким программам вы обучаете детей?
Честно
говоря, меня эти вопросы вводят в ступор. Почему, собственно, я должна
искать объяснения и оправдания тому, что живу со своими детьми и сама
ращу их? И почему бы для начала, моему собеседнику не задуматься о том,
как и почему "нормальные" люди приходят к решению сдать своих родных
детей чужим людям на воспитание?
Разве не было бы проще и
естественней дать возможность ребёнку жить и развиваться в благоприятной
и привычной для него домашней обстановке? Разве не спокойней
чувствовала бы себя мать, если бы ребёнок рос у неё на глазах,
согреваемый её теплом и любовью? Зачем нужны экстремальные условия
выживания, разлука, принудительное обучение?
Считается, что на все
эти вопросы "нам наука дала ответы". Школьное обучение - испытанный и
надёжный метод образования детей, а воспитание детей родителями -
сомнительный эксперимент.
Мне кажется, что талант журналиста -
это способность выйти за рамки общепринятой системы координат и увидеть
мир глазами другого человека. Попытаться хотя бы на несколько мгновений
снять с себя шоры и вместе со своими читателями и слушателями увидеть
мир шире и глубже, чем мы видим его каждый будний день.
За те 12
лет, что мы считаемся в народе хоумскулерами, нам приходилось много раз
участвовать в передачах и давать интервью в газетах. И почти всегда у
меня возникало ощущение непреодолимой непробиваемой стены между нами и
собеседниками.
А так все беседы идут по одной схеме.
Представьте
себе разговор человека, постоянно пользующегося услугами медицины, с
людьми, которые считают здоровье - даром Всевышнего и заботу о
поддержании своего здоровья берут на себя.
- Расскажите нам, как же вы живёте без медицины?
- Да, вот живём помаленьку...
- И как же ваши дети становятся здоровыми?
- Так они рождаются здоровыми.
- И что же вы им никогда не ставите прививки, не делаете анализы, не даёте антибиотики?
- Мы как-то без этого обходимся...
-
И вашим детям никогда не хочется побывать в поликлинике, в больнице?
Ведь там так интересно: там есть другие детки, разные интересные
процедуры!
- Пока наши дети туда не просились. Им и дома весело.
-
А как же лекарства? Сейчас делают такие вкусные сиропчики, такие
забавные таблеточки. Что же, ваши дети ни разу не просили полечить их?
- ...
- (и с надеждой) Но сами, дома, вы их хоть как-то лечите?
- Да нет, знаете, не приходится...
- (с отчаянием) Но как же, как, они станут здоровыми?!!!
- ...