Цель образования состоит в том, чтобы заменить ум незаполненный на ум, открытый для наполнения. Малкольм Форбс, 1990


Полезно

Наши проекты



Юмор. И не только...

Откуда берутся свободные дети

Кен Робинсон о смене парадигмы образования

 

 

Домашнее воспитание и обучение: норма или странность?

Яна Зиниград, израильская мама шестерых детей, часто дает интервью журналистам.

Вся семья Яны - анскулеры. Их дети живут, общаются, познают мир и обучаются   в естественной для всех детей среде - семье. Они учатся, не отвечая на вопросы взрослых, которые контролируют их знания, они учатся  вопросы задавая. А родители, братья и сестры тем или иным способом  стараются помочь страждущему знания найти ответ на его вопрос.  Подобный  способ взаимоотношений и взамиообучения в семье называет анскулингом.  Анскулеры не приписаны ни к какому дошкольному или школьному учебному заведению, не следуют никакой заранее установленной программе.  Они просто живут все вместе и учатся друг у друга.

Но в современном мире не принято быть душевно близкими со своими детьми,  не принято проводить свою жизнь вместе. Как родители, занимающиеся домашним обучением своих детей выглядят в глазах окружающих? Почему журналисты пишут о них то, что мы видим на страницах газет и журналов? С позволения автора, выкладываем здесь эту статью-размышление.

Яна Зиниград

Недавно я поняла, в чём проблематичность интервью, да и просто разговоров, на тему домашнего воспитания. Вся беседа от начала до конца идёт в системе координат "дети-школа". Точкой отсчёта всегда является представление о том, что садик и школа - это норма. Журналист, собеседник - это представитель "нормального" человечества, и он изначально говорит с вами с позиции старшего, правильность решений и поступков которого не требует объяснений и доказательств.


Разговор идёт в таком ключе: пребывание детей в школе - это понятно всем, а вот давайте поговорим об отклонениях от общепринятой системы воспитания и обучения детей. Как вы пришли к такому решению? не чувствуют ли ваши дети себя ущербными? не скучно ли им жить в четырёх стенах и общаться только с родителями и братьями-сёстрами? не хочется ли им как всем ходить в школу? какой распорядок дня у вас в семье? по каким программам вы обучаете детей? 

Честно говоря, меня эти вопросы вводят в ступор. Почему, собственно, я должна искать объяснения и оправдания тому, что живу со своими детьми и сама ращу их? И почему бы для начала, моему собеседнику не задуматься о том, как и почему "нормальные" люди приходят к решению сдать своих родных детей чужим людям на воспитание?
Разве не было бы проще и естественней дать возможность ребёнку жить и развиваться в благоприятной и привычной для него домашней обстановке? Разве не спокойней чувствовала бы себя мать, если бы ребёнок рос у неё на глазах, согреваемый её теплом и любовью? Зачем нужны экстремальные условия выживания, разлука, принудительное обучение?

Считается, что на все эти вопросы "нам наука дала ответы". Школьное обучение - испытанный и надёжный метод образования детей, а воспитание детей родителями - сомнительный эксперимент.

Мне кажется, что талант журналиста - это способность выйти за рамки общепринятой системы координат и увидеть мир глазами другого человека. Попытаться хотя бы на несколько мгновений снять с себя шоры и вместе со своими читателями и слушателями увидеть мир шире и глубже, чем мы видим его каждый будний день.

За те 12 лет, что мы считаемся в народе хоумскулерами, нам приходилось много раз участвовать в передачах и давать интервью в газетах. И почти всегда у меня возникало ощущение непреодолимой непробиваемой стены между нами и собеседниками.

Я
помню только одну по-настоящему хорошую и серьёзную передачу о домашнем воспитании. Это был целый фильм с участием родителей, детей, специалистов с разными взглядами на отношение к детям. Там дети танцевали, смеялись, качались на качелях, копали землю. Создатель этой передачи не отрывал их от дел, а просто с неподдельным интересом наблюдал со стороны. Его вопросы были по существу, и фильм получился глубокий и заставляющий задуматься. Но тот журналист сам был личностью...

А так все беседы идут по одной схеме.
Представьте себе разговор человека, постоянно пользующегося услугами медицины, с людьми, которые считают здоровье - даром Всевышнего и заботу о поддержании своего здоровья берут на себя.

- Расскажите нам, как же вы живёте без медицины?
- Да, вот живём помаленьку...
- И как же ваши дети становятся здоровыми?
- Так они рождаются здоровыми.
- И что же вы им никогда не ставите прививки, не делаете анализы, не даёте антибиотики?
- Мы как-то без этого обходимся...
- И вашим детям никогда не хочется побывать в поликлинике, в больнице? Ведь там так интересно: там есть другие детки, разные интересные процедуры!
- Пока наши дети туда не просились. Им и дома весело.
- А как же лекарства? Сейчас делают такие вкусные сиропчики, такие забавные таблеточки. Что же, ваши дети ни разу не просили полечить их?
- ...
- (и с надеждой) Но сами, дома, вы их хоть как-то лечите?
- Да нет, знаете, не приходится...
- (с отчаянием) Но как же, как, они станут здоровыми?!!!
- ...

Источник

Назад в раздел