Большая часть современного образования крайне неэффективна. Слишком часто мы учим молодых людей резать цветы, вместо того чтобы учить их выращивать свои собственные растения.   (Джон В. Гарднер, 1980)


Наши проекты


Юмор. И не только...

Откуда берутся свободные дети

Кен Робинсон о смене парадигмы образования

 

 

Самостоятельно и для себя

Великобритания - страна, где опыт домашнего обучения накапливается уже несколько десятков лет. О том, чем анскулинг отличается от свободного обучения, к чему приводит целевое общение и легко ли брать на себя ответственность за обучение своих детей, рассказывает отец четверых детей и автор сайта "Home Education UK", практик и теоретик английского хоумскулинга, Майк Форчун-Вуд.

Самостоятельно и для себя

Автор: Майк Форчун-Вуд
Перевод: Ксения Викторова
специально для проекта "Свобода в образовании"

Спросите родителей, чьи дети учатся дома, и получите в ответ: настоящее свободное обучение подразумевает, что учащийся (ребенок) самостоятельно контролирует все стороны образовательного процесса. Однако на практике родители очень по-разному применяют этот подход. Некоторые действительно руководствуются только интересами ребенка во всех сферах, другие же готовы доверить ребенку лишь некоторые области знаний, а вот "основные" предметы (здесь обычно подразумевается чтение и письмо, математика, иногда естествознание или языки) контролируют родители. Тем не менее, исследование, проведенное в Англии в середине нулевых годов, показало, что при обучении детей дома большое число родителей применяют идеи свободного обучения. Прежде всего это относится к  семьям, у которых выбор семейного обучения не зависел от религиозных мотивов.

В Англии концепция свободного обучения восходит к работе Джона Холта об анскулинге, написанной в 1960-х гг. Анскулинг (термин, введенный Джоном Холтом в книге, которую он так и назвал - "Unschooling") подразумевает такой подход к обучению, при котором формальные школьные методы не используются. Вместо этих методов, по мнению Холта, обучающие должны придерживаться интересов ребенка. Поначалу Холт пытался построить на этих принципах работу в школе, где он преподавал, но быстро выяснилось, что большинству дипломированных учителей эти принципы совершенно не подходят. Холт пришел к выводу, что они работают только в семье. Его идеи распространялись посредством выступлений, лекций, книг, а также путем издания журнала "Расти без школы" (Growing without Schooling), выходившего до начала 2000-х гг.

В 1990-е гг. в Великобритании возникло движение под названием "Принимать детей всерьез" (Taking Children Seriously, или TCS). "Принимать детей всерьез" - это движение за ненасильственный, ориентированный на ребенка подход к родительству. К началу 2000-х гг. TCS пользовалось большим авторитетом у занимавшихся домашним обучением, и почти всюду, где они собирались, широко обсуждались идеи TCS. Основная идея TCS заключается в том, что родительство - это взаимоотношения, основанные на согласии всех участников, при этом и взрослые, и дети в семье видят друг в друге независимые личности, которые имеют право принимать решения и несут  за свои решения ответственность. С родителей, тем не менее, не снимается обязанность предоставлять детям информацию и давать советы, а также удовлетворять их потребности и предоставлять необходимые ресурсы. Это движение формировалось под воздействием идей анскулинга, но кроме того в нем можно обнаружить влияние либертарианского образа мысли, философии Карла Поппера и юмовской концепции свободной воли.

Со временем сторонники домашнего обучения начали воспринимать себя скорее не как родителей, "принимающих детей всерьез", а как сторонников свободного обучения и при этом родителей. Среди растущего числа сторонников получения образования дома в Англии свободное обучение становилось все более популярным. Одна из мам, обучавших детей дома, доктор Джен Форчун-Вуд (Jan Fortune-Wood), написала на эту тему несколько книг. Ее "Winning Parent Winning Child"("Выигрывает родитель, выигрывает ребенок") до сих пор востребована на рынке. В начале 2000-х гг. она выступала с лекциями, на которые съезжались множество народа со всей страны.
К концу 2000-х гг. в Англии сложилось большое сообщество родителей, обучавших детей дома (в которое не входили семьи, не отдававшие детей в школу по религиозным соображениям). Большинство из участников полагали, что в их подходе к родительству и к обучению детей имеются, по крайней мере, отдельные элементы свободного обучения и родительства. Надо признаться, что многие из них достаточно вольно трактовали идеи Холта и последователей, хотя немало было и таких, кто старался придерживаться этих принципов максимально последовательно.

Свободное обучение часто смешивают с анскулингом, и многие британские родители, обучающие детей дома, полагают, что эти термины означают одно и то же. Но в изначальном понимании свободное обучение и анскулинг ставят во главу угла разные вещи. Отправная точка анскулеров заключается в том, что школы неэффективны и, возможно, вредны для обучения, т.к. в них жестко определено и то, чему ребенок должен научиться, и то, каким образом он должен это делать. Анскулеры указывают, что школьные методы, возможно, отвечают требованием снижения издержек и широты охвата населения, которые предъявляет система всеобщего образования, при этом родители, обучающие дома своих собственных, по сравнению с классом - немногочисленных детей, могут применять гораздо более гибкие и эффективные методы. Наиболее идейные анскулеры идут за интересами своих детей, и дети каждый день должны сами решать, что они хотят сегодня узнать о мире и каким образом они хотят это узнать. Их размышления и исследования могут пойти по совершенно неожиданным путям. В такой непредсказуемости и гибкости заключается большое преимущество этого подхода.

Хотя анскулеры применяют неформальные методы обучения, подходящие конкретному ребенку, а сторонники свободного обучения часто согласны с анскулерами в том, что школы не эффективны, отправная точка сторонников свободного обучения лежит на более глубоком уровне. Они предполагают, что ребенок должен исключительно самостоятельно выбирать способ своего обучения, и он может выбрать все, что захочет - в том числе и школу. Таким образом, свободное обучение отвечает скорее не на вопрос "как учиться", а на вопрос "кто должен принимать решение и из каких альтернатив осуществляется выбор". На самом деле, теория свободного обучения уделяет удивительно мало внимания методам обучения, подчеркивая лишь, что выбор методов обучения не должен никак ограничиваться.

Дети, находящиеся на свободном обучении, действительно нечасто встречаются в школе, но это не значит, что они там совсем не встречаются. Дети некоторых родителей, строго придерживающихся принципов свободного обучения, иногда посещают школу в течение более или менее долгого периода времени, обычно с конкретной, четко сформулированной целью. Это иногда приводит к непониманию между анскулерами и приверженцами свободного обучения и выливается в споры как между групп, так и внутри каждой группы. В общем, в каждой семье, в которой дети находятся на свободном обучении, обучают детей по-своему: трудно найти одинаковые способы обучения в повседневной жизни этих семей.

Невозможно просто посмотреть, как семья проводит какой-то день, и заключить, что родители являются или не являются приверженцами свободного обучения. Чтобы придти к такому заключению, необходимо близко сойтись с семьей, понять, какие мотивы лежат в основе всего, что они делают. Отчасти поэтому людям, обучающим детей дома, в Англии советуют писать краткие изложения своего видения процесса обучения для официальных лиц, которые призваны их контролировать.

Внутренняя мотивация - это ключевой момент свободного обучения. Большинство сторонников свободного обучения согласны с тем, что если ребенка "насильно пичкать"  неинтересной ему информацией на специально организованных уроках, то он почти наверняка забудет все, чему "научился", когда исчезнет очевидная необходимость помнить это (как правило, сразу после экзамена). Психологи открыли, что даже полезная для индивида информация запоминается хуже, если за усвоение ее предлагается какое-то вознаграждение. Внешние стимулы - оценки, сертификаты или подарки - снижают эффективность учебы. По-настоящему эффективны лишь те стимулы к учебе, которые возникают из внутренней мотивации, т.е. те стимулы, которые возникают из собственного желания или собственной потребности узнать что-то, чтобы добиться собственных, самостоятельно поставленных целей.

Таким образом, некоторые подростки, получающие свободное образование, время от времени записываются на те или иные курсы, чтобы достичь определенных целей. Например, молодой человек, желающий поступить в университет, может решить, что посещать уроки математики или английского - самый простой способ подтвердить свой достаточный для поступления уровень по этим предметам. Другие могут записываться на дистанционные курсы, чтобы научиться конкретным вещам, нужным для достижения цели. Т.е. сторонники свободного обучения придерживаются гибкого, открытого подхода, и не избегают формального обучения, в особенности когда возникает необходимость доказывать посторонним, что ребенок достаточно подготовлен к поступлению в вуз. Впрочем, многие свободно обучающиеся дети достигают достаточного для поступления уровня даже по таким "сложным" предметам, как физика, без формального обучения. Некоторые поступили в британские вузы, предъявив портфолио самостоятельных занятий и достижений вместо школьных аттестатов.

Правда, большинство тех, кто обучает своих детей дома, не придерживается никакой ясной системы в обучении. Наблюдая их повседневную жизнь, поверхностный наблюдатель может придти к выводу, что они обучают детей очень мало или вообще не обучают. Нечасто можно увидеть, как дети на домашнем обучении рассаживаются вокруг стола и занимаются по учебникам. Многие вообще не покупают учебников из принципа, считая, что школьный учебник - это инструмент принуждения, т.к. пишется в соответствии с программой и может ограничивать воображение ребенка, загоняя его в рамки тем, которые "надо пройти".

Гораздо чаще можно увидеть, что в таких семьях люди просто разговаривают обо всем, что придет в голову, на множество не связанных между собой тем. Беседа может начаться с компьютерной игры, сценарий которой основан на монгольском завоевании, перейти к средневековому производству, политическим системам, сравнительному религиоведению и философии и закончиться на вопросах эпистемологии. Она может растянуться на один вечер, на неделю, месяц или больше, и в ней могут принимать участие даже дети семи-восьми лет.

Такие беседы приносят много пользы как детям, так и взрослым. Они могут завести участников в библиотеку, заставить их обратиться к Google, написать или позвонить знакомым, которые разбираются в теме. В погоне за знаниями хороши любые источники. Если при таких беседах присутствуют друзья семьи, их часто поражает, с какой скоростью и насколько разнообразные сведения усваивают дети, впитывая новое, как губка, всего за несколько минут предлагая совершенно неожиданный подход к вопросу, новый взгляд на тот же предмет. Это выглядит как интеллектуальное кун-фу - процесс свободный, ничем не ограниченный, комфортный для всех и очень эффективный.

Исследователи, например Алан Томас (Alan Thomas) и проф. Роланд Мейган (Roland Meighan), наблюдавшие такие беседы, предложили называть их "целевым общением" (purposive conversation). Собственно, в целевом общении нет ничего необычного: так можно охарактеризовать общение, которое время от времени возникает в большинстве семей, где родители интересуются образованием детей, по вечерам после школы. Но в семьях, сознательно выбравших семейное обучение, такой вид общения находится не на периферии семейной жизни, а в самом ее ядре. Каждый момент, каждое событие в семье может послужить возможностью для таких бесед, и они могут растянуться на много дней, до тех пор, пока ребенок не удовлетворит свое любопытство. Интерес к какой-то теме, возникший во время таких беспорядочных с виду бесед, может даже захватить ребенка настолько, что и во взрослой жизни ребенок продолжит заниматься этой темой.
Те, кто говорит, что свободное обучение это просто увиливание, нежелание родителей "всерьез" заниматься образованием детей, просто не понимают, как это работает. Как родитель, которого дети не раз будили среди ночи заявлением, что они "только что просекли" то, чего не могли понять несколько часов назад, и теперь хотят "обсудить некоторые неясности" (т.е. проговорить об этом всю ночь напролет), - я могу решительно утверждать, что никакое это не увиливание.

Свободное обучение - не для слабых духом. Родители, которые занимаются свободным обучением своих детей, не могут спрятаться за спасительными мантрами "дать образование - это дело школы", "если ребенок не учится, школа должна что-то сделать". Родители, занимающиеся свободным обучением своих детей, слишком ясно понимают, что в неудачах винить им некого, кроме самих себя. Поэтому они редко грешат самодовольством.

Оригинал

Назад в раздел