То, чем мы становимся, зависит от того, что мы читаем после того, как все преподаватели закончили заниматься с нами. Самый большой университет из всех это коллекция книг. (Томас Карлайл, 1881)


Наши проекты


Юмор. И не только...

Откуда берутся свободные дети

Кен Робинсон о смене парадигмы образования

 

 

Памятка для тех кто практикует анскулинг

В статье Сандры Додд, мамы трех детей, автора книги "Большая книга про анскулинг", есть много идей и поддержки для тех родителей, которые не хотят отдавать детей в школу. Автор предлагает несколько подходов в организации образования ребенка, опираясь на личные интересы ребенка, а не отталкиваясь от школьной программы. Тогда как в школе все ученики должны следовать какому-то определенному списку тем в утвержденном порядке, то в обучении вне школы возможно подходить к образованию более творчески, но при этом самим придумывать схемы для систематизации знаний. Эта систематизация будет давать уверенность родителям, что они дают возможность их ребенку изучать заинтересовавшую его тему достаточно глубоко и обширно, и при этом двигаться к новым направлениям, логично связанными с изученной уже темой. Примеры таких схем-систем и предлагаются автором.

 

Памятка для тех, кто практикует анскулинг

 

автор: Сандра Додд
перевод: Анна Примакова
специально для проекта "Свобода в образовании"

 

Т

от, кто только начинает домашнее обучение, часто испытывает вполне понятное беспокойство. Иногда совладать со своими страхами помогает школьная программа. Для некоторых семей это даже будет хорошей альтернативой обучению в школе. Но для других такой способ совсем никуда не годится, и тогда, возможно,  родители могут сдаться и отправить своих детей обратно в школу. Однако, другая часть родителей отказывается следовать школьной программе и движется в сторону анскулинга.

Тот, кто начинает анскулинг, тоже часто беспокоится. Не имея точки опоры  в виде расписания и списка тем, он не знает, как ему оценивать прогресс в обучении ребенка или как понять прикладывают ли дети и родители "достаточно усилий" в своем обучении.

Некоторые родители первые месяцы анскулинга рассматривают как летние каникулы или просто один-два месяца одних выходных, но другие составляют план даже на время суббот и каникул. Они ужаснутся предложению "просто приятно провести время с детьми", это напугает их даже больше, чем школьное обучение, от которого они ушли.

Для таких случаев я предлагаю несколько рекомендаций-подсказок и инструментов планирования для тех, кто страстно хочет следовать идеям анскулинга, но не может ни спать, ни дышать без плана.

 

Метод глубокого погружения

Вместо того, чтобы пройтись по верхам какого-то предмета или темы, бросьте на время там якорь. Если ребенка заинтересовали шахматы, то займитесь некоторое время ими. Разберите не только саму игру, но и ее структуру и историю чемпионатов по шахматам. Как работают шахматные часы? Какова история названий и формы игровых фигур? Какие еще есть традиционные настольные игры, которые еще старше, чем шахматы? Если вы очутились рядом с магазином настольных игр или с магазином сувениров, зайдите и посмотрите на выставленные наборы шахмат. Это будет как бы неформальный музей шахмат. Интерес у ребенка либо будет возрастать, либо угаснет - старайтесь не переусердствовать, если интерес угас.

Когда вам станет понятно насколько глубока и объемна может быть одна тема, то легче будет представить, что и любой другой предмет может быть изучен также глубоко и широко.

Метод: Вселенная в капле воды

Может ли сильный интерес к чему-то одному привести к заинтересованности в изучении всего остального? Одна мама как-то раз пожаловалась, что ее сыну ничего не интересно, кроме Второй мировой войны. Существуют университетские преподаватели и историки, которые интересуются только Второй мировой войной. Это может стать профессией на всю жизнь. Но даже проходящий со временем интерес к войне может затронуть почти все на свете - и географию, и политику, события того времени в Европе и в Тихоокеанском регионе, социальную историю 20 века США, военные технологии, тактику, рекрутский набор и пропаганду, искусство плаката (также его производство и распространение), прогресс связи, транспортировку войск, продовольственных запасов и других поставок, шпионаж, предрассудки, концентрационные лагеря, сегрегацию населения, патриотизм, музыку, военную форму, знаки отличия-нашивки, религию…

Если досконально разобраться в одной войне, то тогда можно понять и любую другую войну, потому что в голове уже будет готовая схема и нужные вопросы. Когда ребенок разберется каким же образом страны рождаются, как их завоевывают и как отмирают правительства, то он сможет понять правду про все нации и цивилизации.    

Но может случиться так, что пока еще нет такого преобладающего интереса в жизни ребенка, как шахматы или Вторая мировая война, или он редко возникает. Так что же тогда делать родителям с их энергией неуверенных в своих силах анскулеров?

Вот несколько идей на пробу. Комбинируйте их и сопоставляйте подходящие части. Используйте их как главные блюда, или как специи, или как гарниры от случая к случаю. Выберите те, которые вам нравятся и забудьте про все остальные.

Пять чувств

Очевидные чувства - это зрение и слух. Фотографии Японии и записи музыкального инструмента кото (японская цитра — прим. ред.) могут считаться достаточными для школы. Но насколько возможно обогатить эту тему, когда есть доступ ко всем типам ресурсов из реальной жизни. Добавьте вкус, запах и прикосновение. Детям не обязательно знать, что был задействован какой-то план, но для родителей поход в ресторан или азиатский рынок или магазин сувениров могут дополнить их секретную схему обучения. Сколько потребуется времени, чтобы закончить какую-то тему по методу пяти чувств? Час, неделя или шесть недель? Так как анскулинг практикуется в реальном мире, то заключение его во временные рамки неестественно. Не надо спешить, чтобы "закончить тему". Можно отложить задачу "почувствовать запах слона" до похода в зоопарк или цирк, а можно вообще отменить знакомство с этим особенным запахом.

Ось времени

Меньший проект, но с большей эффективностью – принять во внимание прошлое, настоящее и будущее изучаемой темы. Например, тему "Древний Египет" проходят в укороченной форме а-ля "мгновенный фотоснимок", хотя эта тема покрывает тысячи лет. Что было в долине Нила до известных нам цивилизаций? Что там сейчас? Что там может появиться со временем? Эти вопросы можно поднимать мимоходом, без уточнения, что это делается согласно какому-то плану.

Электрическая гитара? Когда была изготовлена первая электрическая гитара? Чем новые гитары лучше тех, которые изготовлялись сорок лет назад.? Каким может быть будущее электрических гитар?

География

Списки — это повторяющиеся модели. Модель может принимать форму систем координат и тогда родитель, который любит системы, сможет использовать глобус или карту как схему для обучения. Например, где в вашем штате меньше всего светофоров? Это вопрос возник в нашем доме в прошлом месяце —  мы услышали, что в округе Хардинг, на северо-востоке штата Нью Мексика, нет ни одного светофора. Мы посмотрели автомобильные карты и карты населенности и не смогли не заметить в каких округах есть много пересечений городов с трассой. Мы подумали, а что если и в других штатах есть округ, в котором нет ни одного светофора, а может  быть таких округов много? В некоторых штатах, наверное, нет. А в некоторых штатах, оказывается,  вообще нет округов!

На каких континентах больше всего светофоров? Бабочек? Ядовитых пауков? В каких их меньше всего или вообще нет? Если долина Нила -  древнейшая развитая цивилизация в своем регионе, то где находятся древнейшие известные цивилизации на других континентах? Какое поселение рядом с вашим домом является самым древним населенным пунктом? А в вашем штате? А в другой стране, посетить которую вы мечтаете? История Константинополя, Рима, Парижа, и Лондона доступна к изучению и хорошо освещена. Какие географические факторы привели к тому, что люди поселились там так давно? Что обнаружил Александр Великий, когда двинулся на восток?

Фантазия, реальность и мифы

Какой аспект какой-либо темы включает в себя объективную правду? Что такое фольклор и мифология? Какие литературные произведения или придуманные истории приходят на ум по рассматриваемой теме? Изучайте драконов или Индию, или змей, или радугу. Рассмотрите такие темы как биографию Авраама Линкольна, открытие огня или глубины озера Верхнее. Сделайте сюжетом изучения Вторую мировую войну, Японию, электрические гитары или Египет.

О
днажды, профессор сказал мне со всей серьезностью, что вселенная внутри нашей головы так же безгранична, как и вне ее. Я тогда подумала, что он чокнутый. Но чем старше я становилась и моя модель вселенной продолжала расширяться, то я пришла к пониманию того, что он имел ввиду. Внутри каждый из нас строит свою внутреннюю карту или систему координат полученной информации. Чем больше кусочков и частичек у нас есть, тем легче их соединить. Школы пытаются внедрить одни и те же структуры в наших школьников или хотя бы стараются их снабдить набором подходящих частей, достаточным для построения первичной модели вселенной, но каждый школьник приходит к созданию и обработке своей собственной карты.



Анскулинг позволяет свободно использовать любые и все частички информации, а не только из того маленького набора, который предлагает школа. Схема изучения, основанная на героях мультипликации или истории фигурного катания, может быть расширена так же легко, как и принятая во втором классе школы версия обучения на базе открытия Северной Америки и придуманных персонажей в книжках для начального чтения. Если целью является познание всего и если внутренняя "вселенная" каждого человека уникальна, то тогда порядок, в котором получается информация не так важен, как легкость и удовольствие, с которыми эта информация впитывается.

Со временем, в вашей практике анскулинга вы забудете о списках и схемах, но это будет уже не важно. Внутренняя модель познания у детей уже даст им необходимость в узнавании того, какие вещи на ощупь, как пахнут и какой у них вкус, чем эти вещи были раньше, чем будут в будущем и чем они разнятся в других местах. Связи будут продолжать строиться в течении всей их жизни. Вселенная внутри будет расти и расти, а вселенная вокруг будет становится все более понятной с каждым новым полученным опытом.

Сандра Додд, лето 2002 года

 

Источник

Назад в раздел