Цель образования состоит в том, чтобы заменить ум незаполненный на ум, открытый для наполнения. Малкольм Форбс, 1990


Наши проекты


Юмор. И не только...

Откуда берутся свободные дети

Кен Робинсон о смене парадигмы образования

 

 

Как разбудить в себе поэта

Перед родителями, чьи дети находятся на домашнем обучении, часто встает вопрос: а нужно ли специально «будить» в ребенке любовь к тому или иному предмету, мотивировать на изучение? В статье о своем подходе рассказывает мама хоумскулеров, которая сумела преодолеть свой негативный школьный опыт и воспитала детей настоящими ценителями поэзии.

 

Как разбудить в себе поэта

Автор: Линда Джонсон
Перевод: Елена Жолнина
специально для проекта "Свобода в образовании"

 

«Поэзия открывает нам красоту природы, возвращает свежесть юношеских чувств, приносит радость простых удовольствий, сохраняет нетронутым энтузиазм, который согревал весну нашей жизни, облагораживает первую любовь, будит интерес к человеческой натуре живыми описаниями ее самых нежных и изысканных чувств, помогает с верой смотреть в будущее». Уильям Е. Ченнинг

В молодости я не любила поэзию и не понимала тех, кто ее любит. О чем весь этот гудеж? Как поэзия может захватить чью-то душу? У меня остались смутные воспоминания о школьных уроках, на которых мы разбирали хайку и синквейн. Они так утомляли меня, что я с трудом переносила эту часть уроков английского. Потом я встретила своего будущего мужа. Он любил поэзию и мог сидеть и часами читать Честертоновскую «Балладу о белом коне», цитировать Элизабет Браунинг, Эмили Диккинсон, Киплинга и других поэтов; он мог под настроение сам написать славное, живое стихотворение. И я почувствовала, что в юности я прошла мимо чего-то прекрасного. Его энтузиазм захватил меня, и я начала читать стихи для удовольствия, постепенно все больше проникаясь этой областью искусства. Я узнала, как поэзия может ухватить мельчайшую эмоцию, пробуждая в душе героизм, веру и красоту. Когда появились мои дети, я решила обеспечить им более приятное знакомство с поэзией, чем это было у меня, но я была в замешательстве. Как учить стопы и метры, и все эти поэтические приемы, которые выглядят так скучно для непосвященных, и одновременно сохранить у детей интерес к поэзии?

На помощь мне пришла методика Шарлотты Мейсон. Она считала, что наслаждение живым миром предшествует его познанию, и ее методика предполагает, что дети сначала просто слушают стихи, не «изучая» их. Потом, после того, как сердце разбужено ритмом и красотой слов, можно уже говорить о поэтических механизмах, останавливаться на деталях. На мой взгляд, это совершенно логично. «Вероятно, - подумала я, - все эти школьные упражнения убили во мне чувства, превратив их в уроки и оставив искусство в стороне». Ибо главное в искусстве - это наслаждение. Иначе это не искусство. Я никогда не получала от чтения стихов такого же удовольствия, как от хорошей прозы, и я решила попробовать поучиться этому вместе с детьми.

Это было несколько лет назад. Результаты превзошли все мои ожидания. Мы стали семьей любителей поэзии. Мы выучили множество стихов исключительно ради удовольствия. Мы устраиваем поэтические вечера с друзьями и в семейном кругу. Мои дети тратят свои карманные деньги на книги своих любимых поэтов. Они сами регулярно сочиняют просто так, под настроение. Они - лауреаты и победители нескольких национальных поэтических конкурсов, они получали даже денежные призы. И при этом наш подход к поэзии на редкость прост.

Точно так же, как мы изучаем творчество только одного художника и слушаем произведения только одного композитора в течение нескольких недель, мы 12 недель читаем стихи только одного поэта. Это дает возможность детям полюбить этого поэта, почувствовать его стиль. Если мы скачем от поэта к поэту, мы забываем, кто автор того или иного стихотворения, у нас нет шансов выстроить свои личные взаимоотношения с поэтом и его творениями. Шарлотта Мэйсон выяснила: детям необходимо устанавливать связи со всем, что им предлагается для изучения, чтобы процесс познания был полноценным. Год за годом мы в течение нескольких недель читаем одного поэта. Кому-то из детей он оказывается ближе, чем другим. Это хорошо и закономерно. Дети высказывают свои суждения:

- О, я не выношу этого поэта. Я люблю Эмили Дикенсон.
- Я люблю некоторые стихи Вордсворда, но порой он слишком слезливый.
- Уолта Уитмена захвалили.
- Честертон - величайший поэт из всех живших!

Это все говорит о том, что идет подлинное познание. Бывали ситуации, когда поэт был нам неинтересен, но мы продолжали читать его стихи до конца установленного периода времени. И в конце его, даже если поэт не стал ни для кого из нас любимым, мы обнаруживали, что хотя бы несколько его стихов нам близки. Стихи, которых мы не узнали бы, если бы забросили чтение слишком рано.

Мои дети слышат стихи с четырех-пятилетнего возраста, и это для них так же естественно, как есть или пить. Пустая болтовня предана анафеме. Можно ли тратить время на посредственность, если существует столько великих творений! К девяти-десяти годам дети уже глубоко чувствуют и ценят поэзию и начинают читать сами. Они читают вслух каждый день хотя бы несколько минут. Я продолжаю читать стихи младшим.

Когда мы впервые открываем книгу поэта, я рассказываю немного о его или ее жизни, хотя бы несколько любопытных фактов (никому не интересны в это время длинные биографии), а потом мы выделяем каждый день пять минут на чтение вслух его стихов. Это все, что я делаю. Никаких заданий, глубоких обсуждений. Мы просто наслаждаемся поэзией. Если произведение длинное, делим его на несколько дней. По пятницам обычно каждый ребенок выбирает, какое из прочитанных на неделе стихотворений он бы хотел послушать снова.

Через несколько лет простого слушания, большинство детей пробуют сочинять свои стихи. Они пытаются копировать стиль хорошо знакомого поэта, который близок им, как старый друг. Это необходимый этап, который проходят все хорошие литераторы. В школе часто детям со скудным словарным запасом предлагают сочинить стихотворение или рассказ, а потом удивляются, почему эти «творения» так убоги. Причина проста. Они пропустили ключевой этап. Сначала необходимо учиться у Мастеров, слушая их снова и снова. И только после этого можно ожидать от детей чего-то стоящего. Со временем у них начнет формироваться их индивидуальный стиль. Это так прекрасно - наблюдать, как раскрывается каждый ребенок! Некоторым детям нужен небольшой стимул, потому что они боятся неудачи. Я помогаю им, выделяя каждую неделю определенное время, когда они пишут небольшое стихотворение в манере поэта, которого в этот момент читают. Им не нужны уроки, чтобы научиться этому. Чем больше они читают, тем лучше они чувствуют стиль. Ни единое усилие не проходит даром. Постепенно эти маленькие опусы становятся все лучше по форме и благозвучней. Чтобы поощрить сочинительство, я даю детям красивую бумагу, дарю им линованные поэтические тетради на праздники.

Когда они становятся старше, и только после того, как они уже почувствовали в себе любовь к поэзии, мы начинаем изучать поэтическую технику, и творчество становится более профессиональным. Я пользуюсь книгой Мэта Уитлинга «Грамматика поэзии». Она интересна, полезна и позволяет снять с себя образ всезнающей учительницы. Первые несколько глав я прорабатываю вместе с моими ребятами и потом передаю книгу им, чтобы они сами в своем темпе изучали ее в течение года. К этому времени они уже готовы к таким занятиям и учатся с радостью. Книга проясняет для них некоторые моменты. В то же время мы продолжаем изучать отдельных поэтов, никогда не прерываем наши ежедневные поэтические чтения.

Если Вы начинаете заниматься поэзией с подросшими детьми, которым еще нужно дорасти до подлинного интереса к ней, самое важное - это оставить «уроки» на потом и начать с тех поэтов, которые найдут отклик в сердцах детей, будут понятны в их возрасте. Подростков обычно привлекают произведения Сары Тисдейл, Алфреда Лорда Теннисона, Генри Лонгфелло, Роберта Фроста. Детям помладше нравятся «Детский сад стихов» Стивенсона и «Когда мы были совсем маленькие» Милна. Можно брать и монографические книги. Иллюстрированная серия «Поэзия для юных читателей» - хорошая отправная точка для тех, кто только начинает знакомиться с поэзией. Каждая книга серии посвящена какому-либо значительному поэту. Очень важно, чтобы вы серьезно подошли к выбору стихов для чтения. Не стоит покупать толстый том и читать все подряд. Будьте избирательны.

Мой опыт показывает: не бывает так, чтобы у кого-то из детей была склонность к поэзии, а у кого-то - нет. Все дети могут читать и писать стихи для себя. Как только мы отбросим уроки, детям откроется источник прекрасных идей, их душа будет открыта для великих фантазий и великих дел. Это наша - родителей и педагогов - задача: разбудить поэта в каждом ребенке.

«Я убежден, что если полчаса в день учитель будет читать хорошую поэзию со своими учениками, не перебивая их комментариями, не перемежая частыми вопросами, просто будет выразительно читать, удерживать внимание детей и поощрять их читать самим, останавливаясь только в особенно поражающих или трудных местах, давая поэзии время завладеть сердцем - я убежден, что эти усилия будут вознаграждены выше любых ожиданий. Ибо мозг ребенка - это удивительный труженик, если только мы доверяем ему. Воображение можно развивать так же, как логику или память. Получится ли у нас убедить учителей, что дети могут слышать эту музыку яснее и чище, чем мы?» (А. Т. Куиллер-Коуч, «Третья книга для чтения средней школы Эльсон»)

Шаг за шагом...

Источник

Назад в раздел