Знание о мире необходимо усваивать находясь в мире, а не в туалете. (Лорд Честерфилд, 1746)


Наши проекты


Юмор. И не только...

Откуда берутся свободные дети

Кен Робинсон о смене парадигмы образования

 

 

Дескулинг для родителей: учимся доверять

Джен Хант считает, что анскулинг требует от родителей сложной работы по преодолению своих заблуждений. За годы учёбы в школе все мы хорошо усвоили массу предрассудков, и теперь нам понадобится дескулинграсшколивание»), чтобы мы смогли научиться доверять нашим детям и предоставлять им свободу в образовании.

Дескулинг для родителей: учимся доверять

Автор: Джен Хант
Перевод: Марина Костромина,
специально для проекта "Свобода в образовании"
Джен Хант, профессор психологии, ведет консультирование по телефону по вопросам родительства, анскулинга и т.п. для любых стран. Она является директором проекта «Естественный ребёнок» (The Natural Child Project) и автором книг «Естественный ребёнок: сердечное родительство» (The Natural Child: Parenting from the Heart) и «Подарок для малыша» (A Gift for Baby).

Для родителей вполне естественно ощущать беспокойство и неуверенность, если они выбирают для своих детей не такой путь, который они прошли сами. Те из нас, кто решился на анскулинг — даже если мы уверены, что это наилучший вариант для нашего ребёнка — должны отказаться от многих необоснованных предположений по поводу обучения, в которые мы так привыкли верить за долгие годы. Если у нас это получится, мы сможем заново почувствовать ту истинную любовь к учёбе, с которой мы рождаемся.

Многим из нас внушили в школе ложное противопоставление «учёбы» и «удовольствия». Мы привыкли считать, что всё, относящееся к «учёбе», не может доставлять «удовольствие», и наоборот: всё, что доставляет удовольствие, не может считаться учёбой! Ребёнок, который с самого начала не ходил в школу, как мой сын Джейсон, наслаждается жизнью, свободной от таких предрассудков, и привыкает считать учёбу удивительным и ценным опытом. Школа же, напротив, опирается на другое предположение: учёбу можно навязать ребёнку всевозможными вариантами принуждения, манипуляций, наград и наказаний, и при этом есть чёткие сроки, в которые ребёнок «должен» достигнуть определённых результатов, а иначе он «никогда не догонит» (правда, тут возникает вопрос: а кого ему нужно догонять, да и зачем?) Это неверные предположения, но от них непросто отказаться: ведь они так прочно укоренились в нас с самого детства!

К Джейсону естественным образом пришло понимание истинной сути учёбы, а мне пришлось отучать себя от многих ошибочных идей. В этом смысле Джейсон стал моим наставником, постоянно напоминая мне, что учёба не ограничивается никаким конкретным учебным планом, местом, временем суток и даже присутствием «учителя». Многому из того, что Джейсон теперь использует в своей работе (он стал веб-мастером и редактором нашего проекта «Естественный ребёнок» (Natural Child Project), он научился самостоятельно.

В каком-то смысле именно наше поколение оказалось в трудном положении: мы прокладываем новые тропы и создаём новое представление об учёбе. На моих семинарах я часто напоминаю родителям, что анскулинг станет намного проще, когда вырастут люди, сами прошедшие этот путь, и выберут его для своих будущих детей. Для них анскулинг будет нормой, и они уже не должны будут отучать себя от такого количества идей, навязанных нам из лучших побуждений, но при этом опасных. Им будет проще понять: каждый ребёнок развивается со своей собственной скоростью, а родитель, подобно садовнику, просто должен доверять уникальному темпу развития своего ребёнка.

Точно так же, как мы позволяем розам в нашем саду цвести по их собственному «расписанию», нужно и от детей ждать того же: они «расцветут» в наиболее подходящее для них время и наилучшим образом. У ребёнка ещё так много времени до того, как он станет взрослым! Начал ли ребёнок бегло читать в три года, в шесть лет или даже в двенадцать — через несколько лет это уже не будет иметь никакого значения. Есть только одно отличие (в лучшую сторону): если родители верили, что ребёнок начнёт читать, когда он сам будет к этому готов, то потом у него будет прекрасная возможность всю жизнь получать удовольствие от чтения. Однако мы сами столько лет посещали школу, что нам очень трудно усвоить эту мысль. Всем родителям, выбирающим анскулинг, иногда бывает страшно, и они испытывают неуверенность в некоторых вещах. Для любого родителя, который в детстве посещал школу, анскулинг связан с преодолением себя.

Джейсон сейчас уже взрослый. Когда я оглядываюсь назад, я вспоминаю его радость и увлечённость во время учёбы. Мне повезло: у меня была возможность делить с сыном эти чувства. Это был прекрасный опыт, который не имел ничего общего с той ежедневной тяжёлой шестичасовой работой, которую я представляла себе вначале! Джейсон не только с удовольствием изучал многие вещи, но и научился воспринимать учёбу как интересную составную часть жизни в целом, а не отдельный вид деятельности, привязанный к специально отведённым для этого местам, дням недели и часам. В этом смысле он до сих пор остаётся «анскулером» и будет им всегда. Для Джейсона этот путь стал не просто альтернативой обычной школе, а чем-то гораздо более важным; это подготовило его к жизни, полной удивления и чудес.

Джон Холт однажды написал: «Жить — это значит учиться». Эти слова есть в прекрасном сборнике писем Холта, который называется «Жизнь, прожитая не зря». Судя по моему личному опыту, анскулинг — это та перемена, которую стоит совершить. После этого жизнь станет именно такой, которую стоит жить. Однако не обязательно совершать эту перемену в одиночестве. Друзья-анскулеры и группы поддержки, книги, статьи и веб-сайты могут пролить свет на анскулинг. Но прежде всего мы можем позволить нашим детям учить нас тому, насколько радостной и естественной может быть учёба. Чтобы научить нас анскулингу, наши дети являются единственным надёжным источником воодушевления, вдохновения и успокоения, который у нас может быть.

Источник

Назад в раздел