Новый закон об образовании в РФ. Размышления об альтернативах.

Author: Marusha li, 16/01/2012, Комментарии отключены

Статья взята с сайта интернет-журнала рабкор.ру

автор: Ника Дубровская

дата: 11.07.2010г.

Согласно конституции, Российская Федерация является социально-ориентированным государством.

Социальный контракт между государством и гражданином предполагает, что последний может рассчитывать на защиту жизни, здоровья, на получение пенсий, пособий, бесплатного образования, на охрану окружающей среды.

В обмен на это граждане гарантируют государству лояльность, платят налоги и выполняют другие, описанные в конституции обязанности.

В СССР существовала поговорка: «Они делают вид, что нам платят, а мы делаем вид, что работаем».

РФ медленно, но неуклонно идет по этому же пути, нарушая базовые социальные соглашения Гражданин-Государство.

Советское наследство.

В СССР, как и в других индустриальных странах, школа выполняла важную идеологическую задачу.

Она поставляла трудовые ресурсы для бурно развивающейся индустрии.

Закончив советскую школу по единой учебной программе, будущие работники и работницы обладали прогнозируемым набором знаний и поведенческих стереотипов.
Однако, параллельно с идеологически жесткой структурой советской школы, существовала развитая система внешкольных занятий.

Дворцы пионеров, дома культуры, районные кружки, музыкальные, художественные, балетные школы – все это составляло целый мир, населенный миллионами увлеченных преподавателей и учеников.

Возможно, что именно благодаря ему советские школьники сумели сохранить и развить собственную субкультуру. Большинство российских математиков, шахматистов, поэтов прошли через систему кружков, дополнительной внешкольной программы.
Получалось, что дисциплинарная советская школа составляла незначительную и не самую важную часть жизни школьников.
С некоторыми изменениями этот мир продержался целых 20 лет после распада СССР.

И прежде всего систему внешкольных занятий окончательно добьет новый закон.

Теперь, кроме оговоренного списка обязательных занятий, все остальное, «не необходимое» будет платным.

Постсоветская школа.

В постсоветский период на крепком базисе, оставленном нам после разрушения СССР, появилось множество разнообразных школ и методик.

В каком-то смысле новый закон всего лишь фиксирует статус-кво: государство уходит из сферы образования, разрыв между богатыми и бедными усугубляется.
Советская система образования обладала существенными недостатками. Но постсоветский опыт убеждает нас, что приватизация образования разрушает социальную ткань, саму суть нашей культуры.

Богатые и информированные прежде всего будут учить своих детей иностранным языкам.

А сын пьяницы, лишенный достойного и бесплатного образования, вряд ли сможет вполне овладеть и родным языком.

Тем не менее, они будут жить в одной стране, иметь общую культуру, являться носителями одного языка. Задумайтесь, что это будет за культура? Что это будет за язык?

Постсоветская школа питалась от советской системы, проедая ее наследство. Пришло время создать что-то свое.

Какие будут предложения?

Кроме индустриального образования, обеспечивающего поставку рабочей силы на рынки труда, существуют другие образовательные альтернативы.

  • Нешкольное образование (unschooling)
  • Демократическое Образование.

Подробнее об  этой статье и альтернативах можно прочитать здесь


Comments are closed.