Наша домашняя школа

Author: Lira, 14/08/2012, Комментарии отключены

автор: mila_rati

дата: 18 Ноя, 2010

Вот и, наконец-то, открылась наша маленькая школа. В ней учатся всего три ученика – я и мои дочки Настя – 10 лет и Алиса – 6 лет. Занятия проводятся часа по три в день, хотя на самом деле больше, поскольку оторваться от занятий дети иногда не в силах и я оставляю их заниматься самостоятельно, поскольку у меня обычно много домашних и других интересных дел… Решение обучать детей дома было принято уже давно, некоторый небольшой опыт у меня уже есть. Настя проучилась первый класс дома, второй – в платной школе, с довольно милой семейной атмосферой, где ей очень нравилось. Но отправлять туда ее в этом году я не захотела, по двум причинам – во-первых очень дорого, а во-вторых уровень знаний она показала после школы не высокий. На своем опыте я убедилась, что обучение дома гораздо эффективнее, чем в школе, конечно при условии, что с детьми все-таки занимаются. Ну о преимуществах домашнего обучения сказано много, рада что попробовали и в школе поучиться – теперь мне есть с чем сравнивать. В процессе изучения методик обучения, долгих раздумий и наблюдений, выработались некоторые принципы, следование которым делает наши занятия интересными, результативными и очень желанными – дети буквально проснувшись уже спрашивают когда же мы будем заниматься )).  Вот некоторые из этих принципов:

  1. Занятия свободные.  Если желания у ребенка нет учиться (хотя у нас такое пока не наблюдалось), то и принуждать никто не будет. Когда захотелось отдохнуть – отдыхают, захотелось позаниматься – занимаются. Управляю процессом я – то есть я сажусь и начинаю заниматься сама, моментально подключаются дети. Я занимаюсь примерно три часа, а потом заканчиваю, дальнейший процесс занятия самостоятельный. Кстати, обучение может проходить не только в эти три часа, мы сталкиваемся с разными задачами и в жизни, причем постоянно. Фактически процесс обучения происходит непрерывно.
  2. Отсутствие учителей и учеников. Каждый и учитель, и ученик. То, что я учусь вместе с детьми дает им пример самостоятельного обучения. Старшая девочка часто помогает младшей, вернее, обучение младшей фактически на плечах старшей – причем совершенно добровольно, они сами так решили.
  3. Мы используем методику погружения – то есть изучаем какое-то время только один предмет. Вернее, выбираем область знаний которую хотим изучить (дети выбирают вместе), ставим задачу – что-либо узнать или овладеть каким-либо навыком, и приступаем. То есть как таковых у нас учебных предметов нет, есть вопрос или задача, которую мы решаем.
  4. Обучение тесно связано с творчеством или игрой. Эмоциональная окраска урока очень важна для ребенка, обучение и запоминание проходит гораздо легче и ярче. Работа сенсорных органов стимулирует работу коры головного мозга – получается у ребенка гораздо больше включенности в работу, больше внимания. На уроках мы рисуем, делаем поделки, слушаем музыку (особенно хорошо включать классику на уроках математике) и так далее, можно стимулировать еще обоняние, вкус и тактильные ощущения, а и еще чувство ритма.
  5. Эвритический принцип – знание не дается в готовом виде, до всего надо дойти самостоятельно. Учитель на вопрос отвечает вопросом – наводящим, и постепенно можно, как бы, подвести ребенка к ответу – который он уже даст сам. В чем здесь смысл – когда ребенок находит ответ на вопрос сам, происходит инсайт – очень высокий эмоциональный подъем, при котором все клетки коры головного мозга получают стимуляцию. При соблюдении эвритического принципа у ребенка сильно развивается творческое мышление. Знание «добытое» самостоятельно остается в памяти у ребенка навсегда.
  6. Глобальный подход – от целого к части. Знание не разбивается на отдельные предметы, дается целиком, используя все доступные средства и инструменты – математические, химические, биологические, исторические, литературные, в общем все что можно использовать для изучения предмета.
  7. Планка поставленной задачи идет всегда чуть выше возможностей ученика, то есть обучение проходит на высоком уровне сложности и ведет за собой развитие ребенка. Это способствует более быстрому и более насыщенному обучению, а также более эмоционально окрашенному, поскольку учиться тому, что сложно, гораздо интереснее. Ну здесь, конечно, главное не переусердствовать, нужно сразу понимать с чем сможет справиться ребенок, а с чем нет – иначе может случиться все наоборот, ребенок потеряет интерес и понизится самооценка.
  8. Следующий принцип – от практики к теории. То есть, сначала считаем яблочки, а потом записываем цифры в тетрадке – ну это очень упрощенный пример. В общем все теоретические знания базируются на практических, это очень важно для правильного понимания и усвоения знаний, особенно для младших школьников.
  9. Безоценочная педагогика – нет правильного или не правильного, нет плохого или хорошего. Есть поиск наиболее точного и полного ответа на вопросы или задачи. Соответственно никаких оценок не ставиться, ни плюсиков, ни звездочек… Награда за знания – сами знания.
  10. Важно дать понять ребенку, что конечного знания не существует. Что любые правила, любые аксиомы можно подвергать сомнению и проверять на собственном опыте. Для получения знаний можно использовать разные методы, изучать разнообразные точки зрения на данный вопрос, в общем использовать любой материал для обучения.
  11. И последнее, постараться научить ребенка любить этот мир и процесс его познания. В этом случае обучение приносит массу удовольствия от восхищения нашей вселенной и ее устройством. Удивление и радость – вот сопутствующие эмоции наших уроков.

Comments are closed.