Семинар Алексея Битнера «Русский язык в домашнем образовании» – 2

Author: ElenaZamyatkina, 27/02/2012, Комментарии отключены

Мы продолжаем выкладывать конспекты семинаров Алексея Битнера. Сегодня вторая часть разговора о том, как научить грамотно писать ребенка, находящегося на домашнем обучении.

Письмо, возникающее в процессе изучения другого предмета,  – самый простой способ обучения. Вы что-то изучаете, читаете книгу, и если ребенок может по этому поводу что-то написать –  ответы на вопросы, или маленькое сочинение на тему (пусть в этом сочинении будет всего лишь одно предложение), если русский язык является средством, то у ребенка формируется правильное отношение к грамотному письму.

Понятно, что для ребенка очень важен личный пример родителей. Необходимо показывать ребенку, что вы тоже пишете. Не обязательно ручкой, можно и печатать – это тоже письмо. Обращайте внимание в разговорной речи на то, как правильно говорить. Следите за своей речью, обращайте внимание на то, как люди говорят вокруг вас. Ребенок, видя ваше внимание и к устной, и к письменной речи, будет этим заражаться самым естественным образом.

Все задания из учебника и от учителей – это вторично по отношению к нашей главной задаче: грамотному письму. Это грамотное письмо постепенно должно рождаться из большого количества практики. Что же делать с  большим количеством ошибок, которые ребенок будет допускать? Как объяснять, что пишется по-другому? Что делать с правилами? Мне кажется, что если ребенок постепенно учится писать грамотно без правил, то правила не нужны вовсе. Если вы пробуете с ним какие-то правила применять, и это ему помогает – пусть учит. Если удастся обходиться без формулирования правила, то заучивать его не нужно. Гораздо лучше сосредоточиться на продолжении грамотного письма. У ребенка часто вообще нет связи между формулированием правила (здесь работает рациональная часть головы) и собственно грамотным письмом, которое на половину подсознательно.

Что же делать с ЕГЭ, ГИА и т.д.? Если вы зайдете на портал www.fipi.ru , (там ЕГЭ и ГИА по всем предметам), вы увидите, что значительную часть заданий можно выполнить, не зная правил. Да, пятерки не получишь. Но если вы грамотно пишете, то незнание правил никогда не станет причиной двойки. Поэтому, тренируясь в грамотном письме, вы достигаете главной задачи и не отвлекаетесь на задания, навязанные учебником.

 

Каким образом можно тренироваться в грамотном письме? Самый простой способ – переписывать грамотный текст. Понятно, что для ребенка это нужно снабдить каким-нибудь смыслом. Следующий вариант: можно заранее дать ребенку посмотреть на текст, сказать, что сейчас вы два предложения закроете и продиктуете. У ребенка должна выработаться «орфографическая зоркость» – увидел слово и запомнил, как это пишется. Память человеческая способна творить чудеса! Люди запоминают, как пишутся слова, начинают чувствовать, как они пишутся. Обращаться надо не к разуму, который объяснит, как это правильно пишется, а в ту область внутреннего мира, которая ответственна за грамотное письмо. В школе постоянно подменяют собственно грамотное письмо объяснением, почему так грамотно, а так – неграмотно. Я призываю эту подмену убирать.

Можно с ребенком затеять переписку по какому-нибудь поводу. Можно использовать вами же надиктованные тексты – стандартные диктанты или просто любые тексты, которые вы считаете достойными. Их можно потихоньку надиктовывать, а затем ребенок будет их слушать и писать. Так же может надиктовывать и сам ребенок. Постарайтесь превратить это в какую-нибудь игру.

Обсуждение текстов, записанных и сочиненных самим ребенком, это значительно продуктивнее, чем обсуждение чужих текстов. Не нужно заставлять ребенка писать. Но побуждать к этому и хвалить за это безусловно нужно.

От диктантов невозможно уйти, потому что форма сдачи экзамена в начальной школе – это диктант. Может быть нужно создавать звуковые диктанты с грамотными текстами, т.к. их не много. Если мамы будут диктовать и играть в диктовку, в расшифровку, то это будет побуждать ребенка обращать внимание на то, как он пишет. Большинство диктантов надиктованы занудными страшными голосами, «училка» с неподражаемым выражением диктует, да еще какой-нибудь текст из Достоевского или Гоголя (я не знаю, почему кто-то должен воспроизводить гоголевскую пунктуацию). Есть диктанты хорошие. Мы с коллегами пользуемся диктантами, которые делает Вика Бродская. Когда диктует человек, который не обтесан этой педагогической системой, это совершенно иной диктант. Попробуйте!

В тренировке грамотного письма может сильно помочь компьютер. Если вы в «ворде» отключите подсказки, но оставите проверку орфографии, то набирая неправильно слово, ребенок увидит, что оно подчеркнуто красной волнистой линией, и ему нужно как-то с этим сладить. На мой взгляд, такая работа над ошибками очень полезна. Во-первых, мы достигаем того, что реакция на ошибку возникает сразу после написания слова. Написал слово неправильно – тут же его подчеркивают. Ребенок начинает что-то делать с этим словом – добавлять или убирать буквы, стирать, дописывать до тех пор, пока это подчеркивание не исчезнет. Нужно видеть, какие варианты слов дети делают в процессе этого исправления! Иногда слово меняется до неузнавания. Дети  могут поделить его на три, могут из нескольких слов сделать одно в попытках убрать подчеркивание. Главное в нашем случае, что они долгое время концентрируются на правописании и стараются мобилизовать все силы организма на то, чтобы узнать, как это злосчастное слово пишется. Очень важно, что ребенок сразу знает: да, он долго мучался, но теперь это написано точно верно. Он многократно прочитывает верно написанные слова. Он долго думает  о том, как написать. Компьютер указывает ему на ошибки, а к компьютеру какие претензии? Тупая машина. Нельзя угадать в глазах у компьютера, как это пишется. Компьютер никогда не подсказывает, не намекает, не вздыхает, когда ребенок ошибается – т.е., не делает всего того, что обычно делает сидящий рядом взрослый. Он просто говорит: «Не верно» – каждый раз абсолютно равнодушно.

Второе, что важно, – нажимая на клавиши, ребенок сосредотачивается на буквах, а не на их написании. Трудности с поиском букв на клавиатуре проходят гораздо быстрее, чем трудности с написанием этих букв. Я не хочу сказать, что нужно вместо письма полностью использовать «ворд», но это хорошее подспорье. У кого больше времени займет компьютер, у кого само письмо – я не знаю. В моей практике дети с удовольствием пишут и так, и так. Без удовольствия тоже надо работать, потому что так или иначе приходится сдавать. Но все-таки основной фон должен быть позитивным. И очень желательно, чтобы в основном ребенок сочинял собственные тексты. И что бы мягко и аккуратно были совместно найдены ошибки. Чтобы он это печатал и приучался к тому, что компьютер – «полезная штуковина», а не просто приложение для игр.

Очень важно, на мой взгляд, осуществить каждодневность писанины и сиюминутность контроля.

А вот чего нужно точно избегать, на мой взгляд, так это слова «орфограмма» и выискивания орфограмм в тексте. В школе есть такой вид деятельности: «найти в тексте орфограммы и подчеркнуть их». Причем под орфограммами понимаются те места в словах, в которых можно ошибиться. Вот не нужно так делать. Не нужно обращать внимание ребенка на то, что в словах можно ошибиться. Просто постепенно нужно как-то запомнить, как-то организм должен среагировать. Должно случиться это, должно! Прогресс в правописании будет происходить, если вы будете заниматься систематически. Но не нужно ребенку сразу говорить: «Ты знаешь, есть специальные такие места, там можно ошибиться». Мы не знаем, где можно ошибиться. Разные люди ошибаются в разных словах и совсем не обязательно в тех местах, которые принято называть орфограммами.  И с учительницей желательно договориться, что ребенок не будет орфограммы подчеркивать, что главное – это грамотное письмо. Делайте упор на то, что главное – грамотное письмо. Если ваш ребенок будет грамотно писать, учитель успокоится по поводу орфограмм. Конечно, если он будет писать с большим количеством ошибок, вам сразу скажут: «Вооооот, орфограммы не подчеркиваете, поэтому пишет с ошибками.» Хотя есть масса детей, которые подчеркивают орфограммы и спокойно с ошибками пишут. Важно помнить, что диктант и способность его написать без ошибок – это главное, а все остальное второстепенное. Пусть будет тройка, но тройка не за то, что вы плохо написали диктант, но здорово выполнили грамматическое задание, а наоборот! Пусть ребенок что-то не отметит или не так подчеркнет, но главное, чтобы ошибок не было. Кому нужно, чтобы ребенок правильно разбирал какое-нибудь существительное, но при этом писал его неграмотно? На мой взгляд, это совершенно негодный результат обучения. Но чем круче учительница, тем сложнее ей это объяснить. Поэтому лучше выбирать некрутых, молодых, с которыми  можно работать.

Человек, который пишет «ёт» вместо «йод», не осознал разницу между устной и письменной речью. И надо ребенку объяснять, что слово «йод» просто ТАК ПИШЕТСЯ. Это слово по-другому нельзя написать. Тебя не поймут другие люди. Договорились писать так и всё! На этом все «почему» заканчиваются. Если внимание ребенка перемещается с правил на то, как собственно это правильно писать, то постепенно он записывает правильно все больше и больше слов. Постепенно он обучается чувствовать, где запятые. Кстати, запятые нужно сразу учить расставлять. И можно даже сообщить, что это причастный оборот – просто смотрите на реакцию ребенка, кто-то готов и в 8 лет про причастный оборот поговорить. Если ребенок сочиняет текст – помогите ему, чуть усложните конструкцию или укажите ему, что он только что употребил причастный оборот, что в тексте, который он написал, есть вводное слово, после него поставим запятую. Не нужно делать так, как школа, где сначала даются очень искусственные тексты, и в них нужно все уметь делать -  и слова по составу разбирать, и запятые там только те, которые можно объяснить,  и слова там с такими корнями, которые ребенок может выделить – язык так не устроен! Ребенок и говорить учится, слыша живую речь, и писать должен учиться с помощью живой речи.

Не нужно заучивать схемы сочинений. Сочинение – это выплеск переживаний по поводу каких-то событий или прочитанных произведений. Вот и выплескивайте! Пишите сочинения сами и давайте их читать! Пусть ребенок выплескивает! Пусть он пишет, и так он будет чувствовать важность того, что с ним происходит, что происходит в его внутреннем мире. И это будет связанно с его речью, и письмом, и грамотностью. Только очень аккуратно с текстами, которые ребенок создал. Если вы тут же наброситесь на него со всеми ошибками, вы можете полностью отбить у него охоту писать. Очень вежливо и доброжелательно сказать, что вот здесь можно поставить запятую, а здесь лучше разбить на абзацы, а здесь красную строку выделить и т.д.

Про изложения. Нужен ли план? Не знаю. Кому-то нужен, кому-то нет. Изложение это такой жанр: вы услышали текст и рассказываете его своими словами. А то, что делается в школе – это копирование.

Про звукобуквенный анализ. Более вредной вещи я не знаю. Только ребенок понял это отличие между устной и письменной речью. И тут его заставляют писать, как слова слышатся! Это выглядит как сознательная диверсия. Нужно либо договориться с учителем, что этому не будет уделяться достаточно внимания, либо посвящать этому как можно меньше времени, а перед экзаменом рассказать  ребенку, какая буква в каком случае какой звук обозначает. В крайнем случае получите выговор от учителя, за «пробелы» в звукобуквенном анализе.

Хочу посоветовать пособия Узоровой, у нее очень хороший сборник диктантов. Важно, чтобы ребенок тренировался по этому сборнику, потому что учителя берут диктанты примерно из таких книжек.

В средней школе нужно учиться писать изложение по сборникам изложений, а так же писать простые пересказы обычных текстов нормальным языком. Кроме того в старшей школе я рекомендую вот такие ресурсы:  http://www.orfo.ru/  и http://www.gramota.ru/  Там есть не только теоретические материалы, но и интерактивные тесты, с помощью которых можно много нового и полезного про русский язык узнать.  Эти ресурсы никак  не привязаны к классам, можно ребенка любого возраста в средней и старшей школе за эти тесты усаживать и вместе с ним изучать.  Всем спасибо!

 


Comments are closed.