Мое представление об идеальном обучении

Author: Lira, 14/08/2012, Комментарии отключены
автор: maurikka
дата: 21 Ноя, 2010

Эту тему я вынашиваю уже очень долго. Мне уже давно хочется ровненько уложить в голове мои представления о том, каким в идеале должен выглядеть процесс обучения ребенка. Хотя бы для самой себя. Облечь мои мысли в словесную форму. Сразу хочу отметить, что это моя картина идеального обучения.

То есть это мое субъективное мнение, да к тому же еще и идеализированное.

Опять же такое представление не очень, возможно, вписывается в следование школьной программе. Но хотя, кто знает, может быть получится как-то совмещать 2 этих процесса:) Моему сыну еще только 4,5 года, поэтому мы пока не имеем реального опыта  домашнего обучения именно в школьном возрасте, но тем не менее сейчас мы уже развиваемся и учимся полным ходом. Итак…

 

Для меня неважно, чтобы мой ребенок обладал энциклопедическими знаниями просто для того, «чтобы было». Возьмем для примера школьную программу и меня. Я была отличницей по всем предметам. Но сейчас не помню НИЧЕГО, и это – не преувеличение. Из курса математики у меня остались только знания начального уровня, которые у меня постоянно практически подкрепляются в повседневной жизни, в быту. Химия, физика, не говоря уж про черчение… тут у меня не сохранилось, по-моему, ни одной крупинки. Из истории что-то, из географии побольше, и то, я уверена, эта заслуга не школы, а моего послешкольного интереса к путешествиям. Ну и так далее… Какие-то знания сохранились лишь по тем предметам, которые как-то и каким-то образом встречаются в моей настоящей жизни. Ну а теперь представьте, СКОЛЬКО времени, СКОЛЬКО лет было убито просто так, совсем впустую. Его можно было бы потратить иначе: на совершенствование навыков, которые интересны, на развитие, на творчество, на игры, в конце концов. Ну что поделаешь, что было, то было. Для своего сына я хочу совсем другого.

Ведь освоить действительно интересное дело можно и быстро, и с удовольствием. В разы эффективнее и глубже. За свою послешкольную жизнь, я изучила много (ну ладно, не так уж много, но достаточно) серьезных вещей. Среди них изучение языка программирования, игра на музыкальном инструменте, изучение иностранного языка. Этими навыками я овладела на профессиональном уровне, позволяющим использовать их для трудоустройства. Ведь если ты чувствуешь интерес к определённому знанию, осознаёшь его нужность непосредственно для себя, ты изучишь его быстрее, эффективнее и с радостью. Собственно, это и называется в психологии мотивацией. А если ты не находишь в себе достаточной мотивации, если изучение не доставляет радости, может быть, стоит подумать, а нужно ли оно тебе?

Мотивация

Поэтому, во-первых, я хочу, чтобы мой сын изучал только то, что ему интересно и/или нужно.

С интересностью все понятно. Если ребенок чем-то увлечён, то в каком-то дополнительном стимулировании нет необходимости. От родителя в данной ситуации требуется лишь увидеть этот интерес, и не полениться предоставить ребенку возможности для развития в этой области.

А вот с нужностью посложнее. Я хочу, чтобы мой ребёнок четко представлял, для чего конкретно (а не в перспективе или абстрактно) ему может пригодиться это конкретное знание. Если жизнь ещё не столкнула его с непосредственной необходимостью овладеть определённым навыком, а я считаю, что изучать его нужно начинать уже сейчас, то моя задача будет заключаться в создании вокруг него ситуации, которая продемонстрирует ему нужность этого навыка. Процесс обучения должен подпитываться либо идейно, то есть ясным пониманием необходимости, либо на уровне чувств, то есть живым, и может быть даже совершенно необъяснимым, интересом. Учиться же без интереса, по инерции (ведь так много времени уже потрачено), или в соответствии с идеями, понимание которых есть у родителей, или ещё у кого-то там, но нет у самого ребёнка – неэффективно, скучно, и вообще вредно.

Пример: Как научить ребенка писать. Мало детей поначалу имеет четкое представление, для чего им нужен этот навык. Все учат, и он будет. А вот если их столкнуть с прямой необходимостью уметь писать, то научатся они этому гораздо быстрее, и получат от процесса удовольствие. Моя племянница научилась писать за несколько дней, безо всякого преувеличения. И не понадобилось тратить ГОД на прописи, закорючки, кружочки и палочки. А произошло это вот как. В один прекрасный день она получила письмо. В красивом конверте, на необычной бумаге. На нем большими печатными буквами было написано ее имя. Она поняла, что письмо ей, она уже умела читать и писать печатными буквами. Она, конечно же, очень заинтересовалась. Но прочитать письмо не смогла – оно было написано письменными буквами. Взрослые же упорно таращили глаза и изображали непонимание. Они утверждали, что видят только палочки и ничего больше. Очевидно, письмо было заколдовано, и прочитать его было по силам лишь ей. В общем, письмо было волшебным. Так вот, ребёнок взял пропись и начал сверять буквы, быстренько прочел письмо, в котором давались прозрачные намеки и сладкие обещания. Более того – требовался ответ. Но вот незадача, автор письма понимал только письменную речь, и только ребёнкину руку. Надо же, как бывает ! В итоге, благодаря волшебной переписке, племянница научилась писать быстро и красиво.

Итак, ребенок обязательно должен быть заинтересован в изучаемом предмете. Появится ли интерес спонтанно, без моего участия, или с моей помощью, неважно. Но если его нет, значит оно того не стОит.

Следуем за интересами

Отдельно хочу выделить необходимость поощрять ребёнкины интересы, и следовать за ними. Прежде всего, для себя самой, поскольку зачастую мне тупо лень хотя бы вникнуть в вопрос, увлекающий моё чадо. Богатыри, пожарники, какие-то непомерные конструирования непонятно чего – прямо скажем, не те вещи, которые немедленно приводят меня в восторг. И часто я просто рефлекторно отмахиваюсь от ребенка, отгораживаюсь от него, не отвечаю на вопросы и т.д. Это совсем неправильно, на мой взгляд. Если подойти к вопросу творчески, то всегда можно найти в нём что-то интересное. От родителя ведь не требуется доскональное погружение в предмет. Нужно всего лишь предоставить ребенку бОльше информации в интересующей его области, показать ему эту область под новыми, ранее не известными его углами. Другими словами, расширить и углубить его познания в выбранной сфере. Если ум ребёнка просит пищи, задача родителя – дать её.

Образование повсюду

Знаете, мне трудно понять тех, кто говорит, что ребенка приходится заставлять чему-то учиться. Пытливость, жажда новой информации свойственна, на мой взгляд, любому ребёнку. Просто зачастую их природное любопытство постепенно угасает, всё чаще натыкаясь на тот факт, что на «глупые» детские вопросы никто не даёт ответов. Все детки, с которыми я сталкивалась, были ужасно жадны до знаний. Они были похожи на печки, в которые нужно было только успевать подкидывать дрова. Они хотели узнать все на свете, они задавали кучу вопросов, с удовольствием учились новому и требовали всё новых порций. Для того, чтобы ребенок получил развернутое понятие об устройстве нашего мира, нужно лишь отвечать на его вопросы, а не заваливать его застывшими шаблонами, как это делает школьная программа.

Если мы идем гулять, мне задается целая куча вопросов. Этот можно отнести к географии, тот – к ботанике, этот к истории, а этот к химии. Так, постепенно, можно вполне гармонично изучить все, что нужно, причем в прикладной форме. А если что-то заинтересует более глубоко, можно и углубиться. Конечно, отвечать на абсолютно все вопросы полно, понятно и обстоятельно, не всегда оказывается возможным. Хотя бы потому, что на многие из них мы сами элементарно не знаем ответов. Конечно, ребёнок очень быстро забудет свой вопрос. «Да ничего страшного, он уже сто раз забыл об этом», – так обычно говорят взрослые. Однако, вопросы, на которые мы «забиваем», на мой взгляд, приводят в итоге к тому, что интерес к познанию в целом постепенно угасает, а задавание вопросов начинает казаться, а затем и считаться, бессмысленным.
Наша задача – ответить на каждый вопрос ребёнка. Если нужно – самим найти информацию по данной теме, понять её, и донести до ребенка. Для этого мы однажды завели блокнот, который ВСЕГДА носим с собой. Туда мы записываем все вопросы, на которые не нашли ответы сразу. Позже мы обязательно делаем это. И всегда напоминаем ребёнку, что при желании можно найти любую информацию. И показываем, какие способы для этого существуют. Иногда нужно просто немного сосредоточиться и подумать, иногда можно спросить у опытного человека, мастера своего дела, а иногда подойдут библиотека, книга или компьютер.

Также можно завести специальную тетрадь, где рядом с вопросом можно писать или рисовать ответы. И желательно, чтобы ребенок сам писал, рисовал или делал коллаж с ответом на вопрос в понятной ему форме, хотя бы на некоторые из них. Получится интересно и творчески:)

Свой темп

Также лично я за то, чтобы у каждого ребенка был свой темп обучения. Некоторые всё схватывают на лету, и на освоение определённой темы у них уходят считанные часы. Другому на это потребуются дни или даже недели. В стандартной школе невозможно, даже при всём желании, отвечать потребностям каждого. Поэтому некоторые не успевают что-то понять, другим то же самое кажется слишком простым, и потому скучным. В последнем случае, ум не получает достаточного пищи для переваривания, становится ленивым, и старается умерить свой пыл, стать проще, чтобы не выбиваться из коллектива, ибо бессмысленно:).

Также я считаю, что ребёнок сам должен выбирать, чем ему заниматься и в каком объеме. Если он хочет несколько дней подряд только писать – пусть пишет. На месяц с головой уйти в изучение членистоногих – да ради Бога! И так далее… Конечно, родители могут влиять на процесс, но не приказами и увещеваниями, а мотивированием, вплетением элементов обучения в игры, и прочими родительскими ухищрениями.

Вот, на мой взгляд, основные принципы идеального обучения и образования. Я пока не до конца представляю себе, в какой степени это осуществимо в нашем конкретном случае, и что по этому поводу думает наше российское законодательство. Но главное – наметить путь, а остальное приложится!


Comments are closed.