ОБРАЗОВАНИЕ С ДОСТАВКОЙ НА ДОМ
Антон Зверев
Журнал «Лидеры образования», № 6–7 2005.
http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,2659/Itemid,118/
В РОССИИ ВСЛЕД ЗА ЗАПАДОМ НАЧАЛСЯ ПРОЦЕСС «ОБЕСШКОЛИВАНИЯ ОБЩЕСТВА»?
Сегодня уже более двух миллионов американцев отозвали своих чад из школ, устроив им домашнее образование. Кто-то из-за философских и/или религиозных разногласий с храмами наук. Другие опасаются злосчастного насилия в классных комнатах, третьи - просто хотят больше времени проводить с детьми. И если раньше школа с доставкой на дом считалась в США экзотикой, уделом инвалидов, то сейчас, благодаря общественному мнению и растущей популярности он-лайновых технологий, становится даже престижной. Впрочем, у нас есть свои, родные образцы и аналогии. Пушкин, Лермонтов, Вяземский, Грибоедов, Лев Толстой… Большинство великих соотечественников постигали азы языков и академических премудростей в тиши домашних кабинетов. А один из собеседников «Лидеров образования» признался даже, что его, например, вдохновил пример отца и основателя строгой классно-урочной системы Яна Амоса Коменского, который до 16-летнего возраста (вплоть до поступления в Латинскую гимназию) воспитывался в узком кругу домочадцев.
БЕГОМ ИЗ ШКОЛЫ! ИЛИ ПЕШКОМ?
Говорят, два года назад главный теоретик «антинаучного» воспитания, писатель Григорий Остер (кстати, отец пятерых детей) забрал своего десятилетнего Никиту и двенадцатилетнюю Машу из школы. Почему? Что называется, не было бы счастья, но у второклассника Никиты разразился приступ аппендицита, мальчик здорово отстал от школы. Сначала родители ему просто помогали наверстать уроки, а потом им это неожиданно понравилось. Никите тоже. Так что и его сестренку Машу в итоге от школы освободили.
Оказалось (сведущие люди это подтверждают), что воспитывать своих, родных малышей - особенное удовольствие и целая отдельная наука. Недаром автор единственного в мире учебника «Педагогика для всех» Симон Соловейчик мечтал даже вторую книгу написать - «Воспитание своих детей». Увы, не успел.
А что придумал многодетный литератор - «антивоспитатель»? Целую систему: гибрид семьи, экстерната и гувернерского сервиса. «Вообще наши ребята учатся на экстернате, - рассказывает Григорий Бенецианович. - Ходят два раза в неделю в школу неподалеку, берут задания, сдают экзамены. А еще отдельно занимаются с учительницами английского, французского, немецкого…»
Почему иные родители, упрямо избегая массовую государственную школу, предпочитают ей штучное, семейное (за свой, как правило, счет) или щадящее обучение - в маленьких «бюджетных» группах школ надомного обучения (ШНО)?
Причины самые разные. В малокомплектные ШНО, например, число которых едва переваливает в столице за один десяток (а по стране, думается, не намного больше) зачисляют только по направлению из роно, медицинской справке клинико-экспертной комиссии и рекомендации лечащего врача. Размещаются они обычно в зданиях бывших детских садов или корпусах оригинальной конструкции. В классе не больше пяти-шести парт, двенадцати учеников.
Что касается модели «обучение в семье», то ее, по Закону РФ «Об образовании», обеспечивают исключительно сами родители - на свой страх и риск, насколько хватает денег, фантазии. Так занимались, по некоторым сведениям, и сестры Маша и Катя Путины. Роль школы сводится в этом случае к проведению промежуточной аттестации и регулярным консультациям домашних детей. Экзамены «семейные ученики» сдают непременно вместе с одноклассниками, в общем потоке. Что, кстати, добавляет достоверности проставленным в табеле отметкам.
- Форму семейного образования сегодня практикует около 1100 москвичей, - рассказывает главный специалист московского Департамента образования Надежда Круглякова. – Причем их число прибывает каждый сентябрь на несколько десятков «юных домоседов». Эта форма занятий особенно удобна для маленьких детей. У них не так много учебных предметов. К тому же официально их зачисляют в школу по обычной схеме, как и сверстников. Занимаются по общему со своим классом учебному плану. Поэтому в любой момент имеют возможность передумать и вернуться в общий класс, за которым они, как мы говорим, закреплены.
На первый взгляд, при таком свободном режиме детей вообще невозможно контролировать. На самом деле контроль, как говорят энтузиасты, стопроцентный. Это в школе, если тебя вчера спросили, можно потом месяц не учить предмет. А тут учитель проверит скрупулезно все, что пройдено за время между консультациями.
- Говорят, наши дети - тепличные, учатся с мамой, к трудностям не готовы, - делится Елена Астахова, мать двоих детей. - Да они экзамены сдают самостоятельно! И не своим учителям, а совершенно незнакомым людям. Это знаете, какая закалка!?
ЛУЧШЕ РОДИТЕЛЯ УЧИТЕЛЯ НЕТ
- Образование в кругу семьи - штука довольно редкая. Его обычно выбирают те, для кого школа - это большое зло, - считает доктор медицинских наук, заведующая лабораторией НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Марина Степанова. - Но подобный шаг предполагает вдобавок известную самостоятельность, зрелость ребенка…
Среди таких ребят есть, например, те, кому еще детский сад отбил охоту к жизни в коллективе. Или, допустим, малыши, страдающие от рождения грамматической слепотой - дислексией. Или не в меру добросовестные дети, которые каждую малую просьбу школьного учителя воспринимают чересчур буквально, чем и вредят своему здоровью.
Широкое братство отечественных школофобов - сторонников домашнего образования, объединилось недавно в крупную Ассоциацию родителей, созданную для содействия семейной форме обучения. Не без ее участия выходят специализированные газеты и журналы, посвященные домашнему обучению. Поклонникам home-schooling адресовано множество специализированных пособий, в том числе и компьютерных, сайты в интернете, диски CD-Rom.
- В сознание людей прочно внедрены мифы, связанные с образованием. Например, о том, что учить должны специалисты-педагоги, прошедшие специальную подготовку, - рассказывает один из руководителей Ассоциации содействия семейной форме обучения. - Однако лучшие специалисты для ребенка - мама с папой. Они изучают характер, видят развитие, могут определить склонности любимца. Я знаю несколько семей, которые, начав учить детей дома, избавились от телевизора по внутренней необходимости…
Что чаще всего заставляет родителей избегать муниципальную школу? Вот основные причины, выделенные самими папами и мамами:
* «Личность ребенка, его дарования никого не интересуют. Поэтому тем, для кого это важно, трудно найти подходящую школу».
* Ребенок увял, нет интереса к учению: «В первом классе дочь бежала в школу, во втором шла, в третьем мы ее тащили».
* Самая обширная группа «семейников» - дети с ранней профориентацией, которым просто некогда ходить в обычную камеру хранения и тосковать там целыми днями. Чаще всего родители забирают из школы не двоечников и лентяев, а, например, юных музыкантов, хоккеистов, гимнастов, цирковых артистов, которым необходимо время для усиленных занятий.
- Семейное (домашнее) образование - наиболее древняя из форм школы, - вторит представителям Ассоциации родителей директор коммерческой гимназии № 1503 города Москвы, заслуженный учитель РФ Стелла Цимбалюк. - Домашний учитель (или гувернер) часто становился духовным наставником воспитанника. Сегодня его роль нередко исполняют папа с мамой, осуществляя, по сути, адресную педагогику. Необходимо лишь иметь в виду, что ученик лишается коллектива класса, вследствие чего могут возникнуть проблемы социализации. Их можно преодолеть, вовлекая подростка в деятельность различных творческих или спортивных объединений.
АТТЕСТАТ ЗА ПОЛГОДА? ЛЕГКО!
Специалисты утверждают: уже через десять лет школы Москвы могут вполне реально опустеть. И дело отнюдь не в пресловутой депопуляции, вернее, не только в ней. Судите сами: в этом году примерно 12-15 процентов столичных старшеклассников ушли в экстернаты. Образование Москвы переживает настоящий экстернатный бум. Растущая без удержу популярность новомодных экспресс-школ, похоже, и вызвала резкую реплику одного из городских руководителей насчет того, что «надо и на этом фронте навести порядок!».
Однако на всю огромную Россию не наберется и двухсот экстернатов. Цифра скромная, но тут интересен сам процесс: предоставление любому желающему возможности завершить школьное образование досрочно и собственными силами. В подтверждение сказанному приведем один пример.
Знакомый автору девятиклассник раскопал в интернете рекламу экстерната, обитающего в районе столичного метро «Аэропорт» под вывеской вечерней (сменной) школы № 41, собрался с мыслями, засучил рукава и... всего через полгода получил вожделенную «корку» - законный аттестат о среднем образовании.
- Ничего удивительного, - рассказывает директор той самой школы-экстерната Евгений Соловьев. - Спрос на наши услуги, если откровенно, просто дикий: молодежь торопится, все чаще предпочитая чудесные школьные годы свести к минимуму. А у нас обычный школьный год можно пройти за три месяца. Стоит удовольствие в среднем три тысячи рублей.
Любопытно, что «экстернат Соловьева» закончили (или вот-вот заканчивают) отпрыски многих знаменитостей - Валентина Гафта, Ольги Остроумовой, Валентина Юмашева. Удобно: ни тебе оценок, ни домашних заданий. Консультации у педагогов - добровольные. Экзамены можно сдавать (пересдавать) в любое время: пиши заявление и пробуй силы.
При этом основные расходы по содержанию экстернатов при вечерних школах несет государство. В набор услуг, оплачиваемый из кармана московского Департамента образования, входят: «приемное» тестирование, обзорные лекции, обязательные консультации (одна по каждой дисциплине) и, собственно, выпускные экзамены за школьный курс, общее число которых приближается к 17. Их, кстати, сдают с первого захода лишь четверть экстернов. Тем не менее, согласно нашей информации, спрос на подобные услуги в крупных городах пока превышает предложение. Кроме того, за отдельную плату можно посещать занятия трижды в неделю, индивидуальные или групповые. Стоимость их по Москве колеблется от 100 до 200 рублей за урок.
До некоторых пор сей новый вид образовательных услуг как-то не замечали. Сеть «быстрых школ» между тем разрасталась. Скажем, только в Москве их можно насчитать сегодня более 50.
- К нам приходят те, кому в школу ходить действительно некогда, - делится Евгений Соловьев. - Это, как правило, дети, уже определившие свой профессиональный выбор - будущие звезды экрана или спортивной площадки. Ребята, совмещающие учебу с работой. Однако много и таких, кого замучили конфликты в старой школе. А также тех, кто хотел бы освободить себя от лишних дисциплин и каждодневных школьных перегрузок. Наконец, ребят, уволенных из рядов ВС, студентов техникумов и профлицеев, для которых экстернат - самый короткий путь в вузы. На мой взгляд, экстернат - реальный выход из тотального безденежья, в котором пребывает наша школа.
Может, действительно, учитывая растущую популярность образовательных «Макдональдсов» среди людей с достатком, государству следовало бы подумать о расширении сети экстернатов? Для всех без исключения желающих в стенах самых обычных школ. Дешево, быстро и справедливо.
ВОПРОС - ОТВЕТ
Недавно узнал, что, согласно ФЗ № 122 (август 2004 г.), утратила силу статья 40 Закона РФ «Об образовании», позволявшая нам, отцам-дилетантам, обеспечивать своим ребятам семейное образование. Значит ли это, что традиция семейного образования у нас в стране автоматически канула в лету? С уважением Ю. И. Кунин, инженер, г. Москва
Отвечает главный специалист Департамента образования г. Москвы Надежда Круглякова:
- Уважаемый Юрий Иванович! Буквально в декабре прошлого года правительство Москвы приняло дополнение к Закону РФ «Об образовании», в котором, в частности, сохранило обязательные выплаты компенсаций детям (их родителям), избравшим для себя семейную форму образования. Сумма денежного возмещения составляет (весьма ориентировочно, тут зависит от ситуации) около 5 тысяч рублей на квартал. Таким образом, москвичи по-прежнему пользуются многими альтернативами, предоставляемыми главным школьным законом страны.
ИСПОВЕДИ «КРОВНЫХ» УЧИТЕЛЕЙ
* «Как вы считаете, какой процент информации, получаемый ребенком в школе, оказывается полезен во взрослой жизни? Я имею в виду учебную информацию, а не социализацию ребенка (учиться дружить, коммуникатировать и т. п.). Мне кажется, максимум 10 процентов. Получается, что 90 процентов школьного времени - коту под хвост?! А. П.»
* «Помню, в нашем классе висел стенд «Учись учиться». Только так до сих пор и не пойму, что это значит - научиться учиться в школе. Этому там и не учат. Денис Войтенко, фанат семейного воспитания».
* «Чтобы избежать классно-урочной муштры, ребенку нужно организовать домашнее обучение, путешествия и т. п. Для среднестатистической семьи, с работающими родителями, с ограниченными, пусть и немалыми средствами - это утопия. О. Климанов, Липецк».
* «Школьная программа - всего лишь скелет, на который можно нарастить что угодно. Экстернат позволяет обойтись почти «голым» скелетом. И волки сыты, и овцы целы - некий минимум общепринятых знаний (те самые 10 процентов) освоен, а лишних тонкостей не надо. Зато выигранное время можно тратить на себя, любимого. Ц. Несмеяна».
* «Большинство детей осваивает в школе главную науку: выживание. Тут списал, там подсказали, этот предмет, слава богу, «заболел». И не упрекнешь их - так проявляется инстинкт самосохранения на фоне непрерывных «ваш мальчик грубит», «опаздывает на занятия», «не тянет». Но если делать все, как велят - до аттестата точно не дотянешь. А. Иваницкий, Москва».
КСТАТИ
По правилам на итоговом экзамене выпускника семейной школы в помещении могут присутствовать даже его родители. А это, как ни крути, уже серьезная поддержка.
СПРАВКА
Медицинская справка для домашнего обучения нужна только в том случае, если вы хотите, чтобы ребенка нанятые преподаватели обучали бесплатно. Если мальчик, скажем, инвалид, то школа обязана выделить учителей бесплатно для занятий с ним на дому.
ДОМАШНИЙ БУМ ЗА ОКЕАНОМ…
Всего четверть века назад домашнее образование в США допускалось лишь для тяжело больных детей. В начале 1980-х ситуация начала меняться - приверженцы некоторых христианских конфессий, возмущенные тем, что в школьных программах исчезла религиозная составляющая, начали учить детей дома.
Ныне штаты США по-разному смотрят на этот вопрос. В некоторых достаточно проинформировать местные органы образования о подобном желании родителей. В других штатах граждане, желающие учить детей дома, обязаны сдать особые тесты, которые позволят проверить качество их педагогической «подковки». Любопытно, что уровень благосостояния родителей почти не оказывает влияния на их выбор. В 28 процентах случаев, когда ребенок получает знания дома, в семье работают и отец, и мать.
По оценкам Министерства образования США, в 1984 году примерно 50 тысяч американских детей учились дома. В 1988 году - 300 тысяч. В 1993 году домашнее образование стало всеамериканской нормой. Официально в 1999 году число детей, получающих образование домашним порядком, возросло до 850 тысяч, хотя некоторые исследователи считают, что таких не менее 2 миллионов, потому что не везде нужно уведомлять власть о том, что ребенок учится дома. По оценкам Ассоциации защиты домашних школ ежегодно легион «семейных» учеников увеличивается на 15 процентов.
Среди причин, по которым родители решаются не отдавать детей в государственные руки, лидируют низкое качество знаний и тяжелая криминологическая обстановка в школах. Многие американцы убеждены, что школы не способны привить детям необходимые этические и моральные принципы. Кроме того, домашние дети проводят в три раза меньше времени у телевизора, чем сверстники из государственных классов. (По материалам Washington Profile.)
…И В ЕВРОПЕ
В большинстве европейских стран доля детей, которые не знают, что такое школа, крайне незначительна. В Германии, например, «школа - семья» и вовсе признана незаконной. В Великобритании в 1999 году насчитывалось лишь 12 тысяч учеников-«надомников». А в 2005-м официальный показатель достиг уже 20 тысяч человек, хотя реально их, по приблизительным оценкам, раз в пять больше.
Если в Америке домашнее образование чаще всего получают дети фанатически верующих родителей, представителей малочисленных конфессий, то в Великобритании оставлять маленьких дома предпочитают «белые воротнички», не воспринимающие в принципе идею массовой стандартизации умов. А также те, чьи дети чувствуют себя несчастными за партой.
Развитию процесса «обесшколивания общества» способствует внедрение электронных технологий, которые позволяют все большему количеству родителей овладевать педагогическими знаниями и методиками.
После того, как общий язык с родителями найден, начинается самостоятельная работа. Младшие дети приезжают к семейным педагогам раз-два в месяц, старшие - дважды в неделю. Нередки случаи, когда по одному предмету ребенок осваивает программу пятого класса, а по другому - седьмого. Большинство детей опережают школу на класс, а то и на два.
Чем дома, по мнению англичан, лучше?
* Чтобы освоить программу, скажем, первого класса, достаточно заниматься всего полтора часа в день. Остается масса времени для дел по интересам.
* Дети значительно раньше определяются с выбором профессии.
* Через два-три года «воли» ребенок осваивает искусство самостоятельной работы, который очень полезен в дальнейшем.