пятница, 6 марта 2009 г.
Наши итоги за год.
Хотелось немного рассказать об итогах нашего совместного с детьми обучения экстернами за год. Совместного, потому что это дело разумеется не только (и не столько) детское, но и родительское. Даже анскулерство и то подразумевает какое-то активное образовательное общение родителей и детей. А у нас самый настоящий хоумскулинг. Иными словами мы активно учимся. Учатся как дети, так и я. Даже папа у нас иногда активно разгребает дебри географических понятий и натаскивает детей к предстоящему зачету.
Удивительно, оказалось, что чисто экстернами мои дети учатся только год! Раньше все это в основном проходило под не пристальным, но все же оком учительницы, что как-то снимало с нас всех добрую половину ответственности. Теперь мы все больше и больше сами себе голова.
Это сильно организует всю семью (ну, не очень сильно, но все же организует), но кроме того это очень и очень интересно! Почему?
* Мы не боимся «пойти не тем путем». Все пути перед нами – наши. Пойдешь направо, пойдешь налево, все разное получишь, но нигде не получишь «черной метки».
* Мы не очень боимся чего-то не уметь или не понимать. Детям это позволительно, хотя и чертовски обидно родителям, родителям позволительно, но чертовски неудобно в жизни. Совместными усилиями наверстываем.
* Мы свободны в выборе литературы. Дополнительная литература становится основной, основная – дополнительной, а потом все опять наоборот. Библиотекарши меня знают в лицо, радуются, когда мы все приходим и уносим тома энциклопедий. Наши книжные полки забиты книгами: Дом Книги на нас нажил огромное состояние, также как и Лабиринт-шоп, пара магазинчиков на Пяти углах, а главное – книжная ярмарка в ДК Крупской. Моя давняя и очень добрая подруга снабдила нас уже двумя дополнительными книжными полками, но и они заканчиваются.
* Мы свободны в объеме литературы: никто нас не ругает, что в двух книгах прочитаны только подписи под роскошными иллюстрациями, а сам текст – только в третьей и то наполовину.
* Есть мощный стимул находить и смотреть научно-популярные фильмы, жаль много времени уходит на их поиск. Не корпеть же все время детям над учебниками? Так весь интерес к учению улетучится, и здоровье дети подорвут. По крайней мере, фильмы можно смотреть и в движении, а вот учебник читать, да тетради писать – не получается. Помню, был такой замечательный тренажер у «Блондинки в законе», как наяву вижу: крутит блондинка ножками педали
, а перед ней на подставочке лежит учебник, который она внимательно изучает. Красота!
* Есть стимул использовать обучающие CD-диски, полезная в хозяйстве вещь, особенно в середине курса – когда многие вещи узнаются влет и можно спокойно играть в тестовые игры и слушать прикрыв глаза диктора.
* У нас много времени занимают разнообразные нешкольные занятия – от интеллектуально-стратегических настольных игр, бисероплетения и международного обмена открытками до посещения четырех разных кружков. На это есть время, но только если сильно ограничивать время школьных занятий. Зато есть сильный стимул научиться одолевать школьные знания-умения быстрее и эффективнее.
* А еще, в отличие от многих родителей и самих школьников, нам нравятся учителя. Может быть и не все совсем на пять с плюсом нравятся, но 4 раза в год мы с ними со всеми обоюдно любезны и обоюдно терпимы.
* Мы стали дружнее!
А вот что нам мешает:
* Да, сроки. Сроки сдачи. Это сильно утомляет, на этом мы зарабатываем львиную долю того негатива, который выплескиваю как я на детей, так и они на меня (обратно). Это то, что нас ограничивает. Например, мы не можем заниматься историей Древнего мира полгода подряд и только им. Это просто невозможно, если мы хотим сдать школьную программу.
* Установленная система аттестации. Где-то аттестация установлена жестко (контрольная по математике, диктант и изложение по русскому), где-то проще (экскурс по учебнику с вопросами, рабочие тетради), но все это – в пределах учебника. Хорошо хоть почти по всем предметам мы отстояли право самим выбирать учебники. (По литературе не отстояли, и ее мы точно будем сдавать в лучшем случае осенью. Не лежит душа.) Однако, при этом мы не можем сдать творческий проект. На природоведении честно говоря можем, хотя по учебнику все равно спросят, а на остальных предметах – нет. Я думаю, это не специфика нашей школы, это специфика школьного образования вообще. Эту машину надо сильно раскачивать, устраивать шторм посильнее, чтобы добиться свободы при промежуточных, необязательных по закону аттестациях.
* Детей ограничивают стандарты оформления, что даже не столько нашей школы заморочки, а заморочки последующие, ЕГЭ, институты и прочее. Нечитаемый почерк или черезстрочкупосерединенаписанные предложения не могут помешать ребенку учиться, но это сильно мешает СДАВАТЬ.
* Простудные и хронические заболевания. Поедают поедом огромное количество времени, данного на совместное образовательное времяпрепровождение. Отключают мозги напрочь и у всех в семье появляется навязчивая и ненужная раздражительность.
* Финансовые проблемы. Я понимаю, нынче это «не смешно».
Подведя итоги, хочется сказать, что все было не зря. Даже практическое отсутствие у меня хоть сколько-то постояной работы не очень ущемляет мою профессиональную гордость, хотя, конечно бьет по карману. Но – все впереди, в дальнейшем, я думаю, самостоятельность детей будет сильно повышаться, и мне легче будет оставлять их учиться самих.