Особенности домашнего обучения в Канаде
Добавлено: 17 мар 2010, 13:22
Ольга Писарик olgapisaryk
пишет:
Часть 1.
Мне часто задают вопрос о том, как происходит домашнее обучение в США и Канаде. В этом посте напишу то, что известно мне.
Для начала уточню. Мы живём в Канаде в провинции Британская Колумбия. Провинции Канады обладают определённй самостоятельностью в вопросах образования и медицинского обслуживания, и я буду говорить только о нашей провинции. В других частях Канады законодательство относительно домашнего образования может слегка отличаться.
По отношениям с государством, всех хоумскулеров можно разделить на две группы: enrolled (поступившие) и registered (зарегистрированные). С зарегистрированными хоумскулерами всё просто: надо подать заявление в одну из дистанционных школ в провинции, которые регистрируют учеников на ДО, школа выплачивает тебе $150 (на тетрадки, наверное) и всё. Ты никому ничем не обязан. Занимайся чем хочешь, как хочешь, когда хочешь и где хочешь. Классическое образование, метод Шарлотты Мейсон, анскулинг – всё под родительскую ответственность. Не надо сдавать отчёты, экзамены, тесты, вообще ни-че-го. Образование ваших детей целиком на вашей совести. Раз в год регистрируйтесь и наслаждайтесь полной свободой.
Если вам не нужен диплом государственного образца, то так можно проучиться всю школу. В каких случаях не нужен диплом? Ну, во-первых, не все профессии требуют наличия среднего образования. Например у ребёнка рано проявились профессиональные способности (музыкант, профессиональный спортсмен, художник и т.д.), возможно, диплом ему никогда и не понадобится. Иегуди Менухину, по-моему, такой диплом был совершенно ни к чему, профессиональным теннисисткам Венере и Серене Уильямс, подросткам-миллионершам, – тоже (сразу оговорюсь, я не знаю, есть у них такие дипломы или нет, просто не вижу как эта бумага могла бы поспособствовать карьере этих людей) . Во-вторых, многие религиозные семьи планируют обучать своих детей в христианских колледжах, где тоже не всегда требуют диплом, иногда достаточно написать эссе и пройти собеседование, особенно если у будущего студента есть хорошие рекомендации.
Если через некоторое время у вас изменяются обстоятельства и вы вдруг решите влиться обратно в мэйнстрим государственного образования, чтобы получить общепризнаваемый диплом (Dogwood Diploma), то это можно сделать в любой момент. Существует несколько вариантов. Можно отвести ребёнка в школу, его протестируют и определят в класс. Обычно даже никак специально не учась, домашние дети идут если не впереди ровестников, то по-крайней мере на одном уровне. Можно поступить в дистанционную школу. Можно стать enrolled хоумскулером.
С «поступившими» (enrolled) хоумскулерами всё сложнее, потому что этот статус предполагает некий контроль государства за тем, что ребёнок узнаёт в процессе хоумскулерства. В общем случае, вам надо выполнять требования программы, предоставлять вещественные доказательства процесса, а школа в обмен платит вам $1000 в год на кружки и учебники. За каждого «поступившего» ребёнка школа получает от Министерства образования такую же сумму, как и за обычного школьника, пару лет назад это было $ 5500 в год, сейчас может уже больше. Именно такие школьные программы и называют в Википедии зонтичными.
«Поступать» хоумскулеры могут в школы, которые принимают таких детей. Это могут быть либо особые филиалы при государственных школах, либо специальные программы при частных школах. При поступлении за вами закрепляется учитель, который вас в дальнейшем и "пасёт". Поскольку в дело вовлечены деньги и отчётность, то на «поступивших» хоумскулеров налагаются определённые ограничения. Нельзя учиться по религиозным программам. Вернее учиться можно, но в отчётах и тестах они не должны присутствовать, и чек на религиозную литературу или участие вашего ребёнка в религиозном лагере из причитающихся вам денег никто не подпишет.
Что такое общеобразовательная программа в канадском понимании? Министерством образования написаны так называемые Prescribed Learning Outcomes, я даже не знаю, как это перевести, образовательный стандарт, что-ли. Смысл в том, что записаны знания и умения, которые ученик должен продемонстрировать в конце такого-то класса. Например, для пятого класса расписаны концепции в математике, которыми нужно овладеть, навыки по языку, темы по Sciene (наука) и Social Studies (история+география+обществоведение). Подробнее про стандарты планирую написать отдельный пост.
«Поступившие» хоумскулеры должны придерживаться принятых стандартов, а школы, в которых они состоят, должны следить и помогать семьям достигать этих «стандартов». В обмен прикреплённый за вами учитель три раза в год (в канадских школах учебный год разбит на триместры) пишет рапорт (report card), аналогичную тем, что пишут детям в школах. В рапорте выставляются оценки, даются замечания общего порядка, какие сильные стороны ученика, на что следует в дальнейшем обратить внимание. В конце года выдаётся итоговый рапорт, идентичный тем, что выдают в стационарных школах.
Оценка и контроль за знаниями в разных школах происходят разным образом. Поддержка семей тоже происходит по разному. Этими такие школы и отличаются. Мы учились в двух, дети одной моей подруги сейчас учатся в третьей, дети другой – в четвёртой, и моя знакомая работает учительницей в пятой. Так что об этих пяти школах я могу рассказать. Но уже в следующем посте.
пишет:
Часть 1.
Мне часто задают вопрос о том, как происходит домашнее обучение в США и Канаде. В этом посте напишу то, что известно мне.
Для начала уточню. Мы живём в Канаде в провинции Британская Колумбия. Провинции Канады обладают определённй самостоятельностью в вопросах образования и медицинского обслуживания, и я буду говорить только о нашей провинции. В других частях Канады законодательство относительно домашнего образования может слегка отличаться.
По отношениям с государством, всех хоумскулеров можно разделить на две группы: enrolled (поступившие) и registered (зарегистрированные). С зарегистрированными хоумскулерами всё просто: надо подать заявление в одну из дистанционных школ в провинции, которые регистрируют учеников на ДО, школа выплачивает тебе $150 (на тетрадки, наверное) и всё. Ты никому ничем не обязан. Занимайся чем хочешь, как хочешь, когда хочешь и где хочешь. Классическое образование, метод Шарлотты Мейсон, анскулинг – всё под родительскую ответственность. Не надо сдавать отчёты, экзамены, тесты, вообще ни-че-го. Образование ваших детей целиком на вашей совести. Раз в год регистрируйтесь и наслаждайтесь полной свободой.
Если вам не нужен диплом государственного образца, то так можно проучиться всю школу. В каких случаях не нужен диплом? Ну, во-первых, не все профессии требуют наличия среднего образования. Например у ребёнка рано проявились профессиональные способности (музыкант, профессиональный спортсмен, художник и т.д.), возможно, диплом ему никогда и не понадобится. Иегуди Менухину, по-моему, такой диплом был совершенно ни к чему, профессиональным теннисисткам Венере и Серене Уильямс, подросткам-миллионершам, – тоже (сразу оговорюсь, я не знаю, есть у них такие дипломы или нет, просто не вижу как эта бумага могла бы поспособствовать карьере этих людей) . Во-вторых, многие религиозные семьи планируют обучать своих детей в христианских колледжах, где тоже не всегда требуют диплом, иногда достаточно написать эссе и пройти собеседование, особенно если у будущего студента есть хорошие рекомендации.
Если через некоторое время у вас изменяются обстоятельства и вы вдруг решите влиться обратно в мэйнстрим государственного образования, чтобы получить общепризнаваемый диплом (Dogwood Diploma), то это можно сделать в любой момент. Существует несколько вариантов. Можно отвести ребёнка в школу, его протестируют и определят в класс. Обычно даже никак специально не учась, домашние дети идут если не впереди ровестников, то по-крайней мере на одном уровне. Можно поступить в дистанционную школу. Можно стать enrolled хоумскулером.
С «поступившими» (enrolled) хоумскулерами всё сложнее, потому что этот статус предполагает некий контроль государства за тем, что ребёнок узнаёт в процессе хоумскулерства. В общем случае, вам надо выполнять требования программы, предоставлять вещественные доказательства процесса, а школа в обмен платит вам $1000 в год на кружки и учебники. За каждого «поступившего» ребёнка школа получает от Министерства образования такую же сумму, как и за обычного школьника, пару лет назад это было $ 5500 в год, сейчас может уже больше. Именно такие школьные программы и называют в Википедии зонтичными.
«Поступать» хоумскулеры могут в школы, которые принимают таких детей. Это могут быть либо особые филиалы при государственных школах, либо специальные программы при частных школах. При поступлении за вами закрепляется учитель, который вас в дальнейшем и "пасёт". Поскольку в дело вовлечены деньги и отчётность, то на «поступивших» хоумскулеров налагаются определённые ограничения. Нельзя учиться по религиозным программам. Вернее учиться можно, но в отчётах и тестах они не должны присутствовать, и чек на религиозную литературу или участие вашего ребёнка в религиозном лагере из причитающихся вам денег никто не подпишет.
Что такое общеобразовательная программа в канадском понимании? Министерством образования написаны так называемые Prescribed Learning Outcomes, я даже не знаю, как это перевести, образовательный стандарт, что-ли. Смысл в том, что записаны знания и умения, которые ученик должен продемонстрировать в конце такого-то класса. Например, для пятого класса расписаны концепции в математике, которыми нужно овладеть, навыки по языку, темы по Sciene (наука) и Social Studies (история+география+обществоведение). Подробнее про стандарты планирую написать отдельный пост.
«Поступившие» хоумскулеры должны придерживаться принятых стандартов, а школы, в которых они состоят, должны следить и помогать семьям достигать этих «стандартов». В обмен прикреплённый за вами учитель три раза в год (в канадских школах учебный год разбит на триместры) пишет рапорт (report card), аналогичную тем, что пишут детям в школах. В рапорте выставляются оценки, даются замечания общего порядка, какие сильные стороны ученика, на что следует в дальнейшем обратить внимание. В конце года выдаётся итоговый рапорт, идентичный тем, что выдают в стационарных школах.
Оценка и контроль за знаниями в разных школах происходят разным образом. Поддержка семей тоже происходит по разному. Этими такие школы и отличаются. Мы учились в двух, дети одной моей подруги сейчас учатся в третьей, дети другой – в четвёртой, и моя знакомая работает учительницей в пятой. Так что об этих пяти школах я могу рассказать. Но уже в следующем посте.