Если бы римлян заставляли изучать латынь, то у них не было бы времени на завоевывание мира. Генрих Гейне, 1856


Наши проекты


Юмор. И не только...

Откуда берутся свободные дети

Кен Робинсон о смене парадигмы образования

 

 

Жан Пиаже об обучении

Что такое обучение, в центре которого находится ученик? Почему обучающие технологии, которые в настоящее время применяются в современных школах, не согласуются с идеями Пиаже об обучении? Может ли ребенок обучаться самостоятельно? Что значит «понять – это изобрести»? Почему ребенку в процессе обучения необходимо занимать активную позицию? Читатели могут познакомиться в этой статье с основными идеями Пиаже об обучении и найти ответы на эти и другие вопросы.

Жан Пиаже об обучении

Перевод: L'Inconnue
Жан Пиаже родился в городе Невшатель (Швейцария) 9 августа 1896 года, умер в Женеве 16 сентября 1980 года. Он был старшим ребенком Артура Пиаже, преподавателя средневековой литературы в университете и Ребекки Джексон. В 11 лет, будучи учеником в латинской средней школе в городе Невшатель, он опубликовал небольшую заметку о воробье-альбиносе. Это небольшая публикация считается началом блестящей научной карьеры, в течение которой было издано более шестидесяти книг и написано несколько сотен статей.

Жан ПиажеПиаже называют интеракционистом, а также конструктивистом. Его интерес к когнитивному развитию происходил из его познаний в естественных науках и его интереса к эпистемологии. Пиаже очень интересовался знанием и тем, как дети познают мир. Он развил свою когнитивную теорию познания, фактически наблюдая за детьми (некоторые из которых были его собственными детьми). Используя стандартный вопрос или ряд вопросов как отправную точку, он следовал за ходом мыслей ребенка и позволял опросу быть гибким.

Пиаже полагал, что непосредственные детские комментарии дают ценные указания для понимания того как дети мыслят. Его не интересовало, правилен или нет ответ, а скорее то, какая форма логики и рассуждений использовалась ребенком (Певец, 1978). После многих лет наблюдений Пиаже пришел к выводу, что интеллектуальное развитие – это результат взаимодействия наследственных факторов и окружающей среды. В процессе развития ребенка и его постоянного взаимодействия с миром вокруг него, знание изобретается и переизобретается. Его теория интеллектуального развития имеет прочное основание в биологических науках. Он рассматривал рост познания как продолжение биологического роста и полагал, что когнитивный рост управляется теми же законами и принципами (Лондон, 1988). Пиаже утверждал, что интеллектуальное развитие определяет все остальные аспекты развития - эмоциональный, социальный и моральный.

СТАДИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Пиаже известен прежде всего своей теорией интеллекта, в которой он выделял стадии когнитивного развития. Пиаже обнаружил, что дети думают и рассуждают по-разному в различные периоды своей жизни. Он полагал, что все люди проходят через безвариантную последовательность четырех качественно отличных стадий. Безвариантность означает, что человек не может пропустить стадии или переупорядочить их. Хотя каждый нормальный ребенок проходит через стадии в одном и том же порядке, есть некоторая разница в возрасте, в котором дети достигают каждой стадии. Эти четыре стадии: сенсорно-моторная – от рождения до 2 лет; период дооперационных представлений – от 2 лет до 7; период конкретных операций – 7 - 11 лет; и период формальных операций (абстрактное мышление) - 11 лет и старше. В каждой стадии есть главные познавательные задачи, которые должны быть выполнены. Сенсорно-моторная стадия развития интеллекта, главным образом, касается достижения мастерства во взаимодействии с конкретными объектами. Умение манипулировать с символами имеет место на дооперационной стадии. На конкретной стадии ребенок приобретает способность совершать операции с классами, устанавливать логические отношения между классами, объединять их в иерархии и учится рассуждать. Последняя стадия имеет дело с приобретением подростком способности мыслить предложениями и устанавливать формальные отношения между ним (Эванс, 1973).

КАК ДЕТИ УЧАТСЯ

...мы обнаружили, что образование - это не то, что делает учитель, а что это - естественный процесс, который развивается спонтанно в человеке. Образование невозможно получить, слушая слова, оно приобретается через опыт взаимодействия ребенка с его окружением. Задача учителя состоит не в том, чтобы говорить, а чтобы подготовить и организовать серию побуждений для культурной деятельности в специальной среде, созданной для ребенка (доктор Мария Монтессори).

Центральным моментом теории Пиаже об обучении и мышлении является то, что для этих процессов необходимо участие ученика. Знание не просто передается устно, но оно должно быть сконструировано самим учеником. Пиаже утверждал, чтобы познать мир, ребенку необходимо воздействовать на объект и именно это воздействие обеспечивает познание этих объектов (Сигель, 1977); мозг упорядочивает действительность и воздействует на нее. Ученик должен быть активным; он не сосуд, который необходимо заполнить фактами. Подход Пиаже к обучению называется «подходом готовности». «Подход готовности» в психологии, связанной с развитием, придает значение тому, что дети не могут изучить что-то новое, пока их созревание не создаст им для этого определенные предпосылки (Брэйнерд, 1978). Способность изучить любую познавательную структуру всегда связана со стадией интеллектуального развития ребенка. Дети, находящиеся на определенной стадии развития, не могут быть обучены понятию из более высокой стадии.

Интеллектуальный рост включает в себя три фундаментальных процесса: ассимиляцию, аккомодацию и уравновешивание. Ассимиляция связана с интеграцией новых явлений в уже существующие ранее познавательные структуры. Аккомодация означает, что существующие структуры изменяются для того, чтобы приспособиться к новой информации. Этот двойной процесс, адаптации- аккомодации, позволяет ребенку сформировать «схему». Уравновешивание включает в себя нахождение человеком баланса между собой и окружающей средой, между ассимиляцией и аккомодацией. Когда с ребенком случается новое событие, равновесие нарушается до тех пор, пока он не в состоянии ассимилировать и аккомодировать новую информацию и таким образом достигнуть равновесия. Существует много типов равновесия между ассимиляцией и аккомодацией, которые различаются по уровню развития и в зависимости от проблем, которые решаются. Для Пиаже уравновешивание - это основной фактор в объяснении, почему одни дети продвигаются быстрее в развитии логического интеллекта, чем другие.

ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ

В основанной на идеях Пиаже учебной программе придается большое значение философии обучения, где в центре находится ученик. Обучающие методы, с которыми знакомо большинство американских школьников, - лекции учителя, демонстрации, аудиовизуальные презентации, обучающие машины и запрограммированные инструкции - не согласуются с идеями Пиаже о получении знаний. Пиаже поддерживал идею о среде обучения, в которой бы имел место процесс активных исследований в наших школах. Интеллект увеличивается посредством двойного процесса ассимиляции и аккомодации; поэтому, события должны быть запланированы таким образом, чтобы иметь возможность для ассимиляции и аккомодации. Детям необходимо дать возможность исследовать, управлять, экспериментировать, задавать вопросы и самим искать ответы на них, важна активность ученика. Однако, это не означает, что детям нужно разрешить делать все что они хотят. Так какова же роль учителя? Учитель должен предоставить студентам материалы, создать ситуации и возможность для новых исследований. В книге «Понять - это значит изобрести» Пиаже написал, что основной принцип активного метода обучения может быть выражен следующим образом: «понять - это значит обнаружить или реконструировать с помощью повторного открытия и эти условия должны быть соблюдены, если ставится целью формирование индивидуумов, которые способны на созидание и креативность, а не простое повторение» (с.20). Используя метод активного обучения, учителю необходимо верить в способность ребенка учиться самостоятельно.

ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ УЧЕБНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Лаборатории, мастерские и технологии, которые поощряют интерактивность, такие как мультимедиа, визуальные (гипер-) СМИ и виртуальная реальность, согласуются с мыслью Пиаже. Программное обеспечение, которое предполагает строгое «натаскивание» и обучение при помощи повторения, не согласуется с активной средой исследования. «Натаскивание» и практика запоминания, часто используемая в языковых школах, не способствуют креативности. Студенты могут использовать мультимедиа не только для того, чтобы учиться, но и также и для того, чтобы обсуждать свое понимание предмета с теми, кто их окружает. Они могут создавать то, что изучают при использовании инструмента разработки, такого как гиперкарта. Обучение при помощи сверстников используется во время работы студентов над созданием совместных проектов. Студенты становятся активными участниками вместо того чтобы быть пассивными «губками», а учитель выступает в роли помощника, направляющего учеников в их созиданиях. Гипер-СМИ также позволяют студентам управлять своей средой в процессе исследования по пути своего выбора. У виртуальной реальности есть потенциал повернуть образование, основанное на книгах, к экспериментальному обучению в естественных условиях. Например, вместо того, чтобы читать о событии, дети могут участвовать в нем при помощи моделируемых людей и/или объектов. Эти технологии обеспечивают средой обучения, которая поощряет детей начинать и завершать свою собственную деятельность.


Источник

Назад в раздел