Лучшее образование состоит в прививке устойчивости людей от надуманных методик образования.  Пол Карл Фейерэбенд, 1987


Наши проекты


Юмор. И не только...

Откуда берутся свободные дети

Кен Робинсон о смене парадигмы образования

 

 

Хороши ли «хорошие» школы? Окончание статьи

Хороши ли «хорошие» школы? (окончание)

Михалко Вероника, Беларусь
психолог, мама двух домашних детей
Специально для проекта "Свобода в образовании"

 

Довольствоваться малым

К

ак я уже писала выше, передавая полномочия по обучению и воспитанию ребенка «хорошему» учителю или «хорошей» школе, родитель теряет неотложный стимул совершенствоваться в своей родительской роли: наблюдать, думать, читать, искать, узнавать, учиться, пробовать. Он вполне может довольствоваться малым, поддерживая линию и авторитет школы или учителя, придерживаясь их рекомендаций и советов, может положиться на «специалистов», а не на себя.

Между тем проблемы и вопросы, возникающие в детско-родительских отношениях, чаще всего связаны с проблемами родителей, их жизненной позицией, потому их эффективное решение меняет жизнь не только ребенка, но и родителей, семьи. Дети самим своим существованием рядом с нами ставят острые вопросы, от которых невозможно отмахнуться и которые требуют эффективных решений и вдохновляют на них.

Например, реализация идеи домашнего образования ребенка требует освобождения времени одного из родителей на занятия с ребенком. Эта проблема может быть решена семьей с разной степенью эффективности. Женщина может освободить часть своего времени, перейдя на гибкий график работы (работа на дому, работа на неполный рабочий день, работа через интернет, фрилансерство и т.п.);  муж может найти способ увеличить свой доход на сумму зарплаты жены, тем самым полностью высвобождая ее «рабочее» время на ребенка и не только на него;  значительное увеличение дохода мужчиной при тех же или меньших затратах времени высвободит еще и его время и энергию на занятия и общение с ребенком и со всей семьей.  Таким образом, домашнее образование ребенка подталкивает родителей к разрушению стереотипов мышления, переоценке своих возможностей, к поиску простых и эффективных способов решения проблем.

Полагаясь на специалистов в вопросах воспитания и обучения своего ребенка, родители обедняют свою жизнь – избегают не только сложных вопросов и нестандартных ситуаций, но и новых возможностей, свежих идей, неожиданных решений. Соответственно, и ребенок, следуя родительскому примеру, будет действовать так же, и будет нечестно и нелогично ожидать от него жизненного дерзновения, креативности, смелости и полета фантазии.

Дополнительная ответственность

С

итуация, в которой родитель в деле обучения и воспитания своего ребенка полагается, в первую очередь, на «специалистов», казалось бы, облегчает его жизнь. Ведь он разделяет свою ответственность за ребенка с более опытными людьми. Однако, в итоге, родительская ответственность остается при родителе не только полностью, но и увеличивается ответственностью за родительский выбор «специалистов» для ребенка и за то, что и как эти выбранные им специалисты делают с ним. Причем, эта вторая, дополнительная, часть ответственности является более обременительной: согласитесь, одно дело – отвечать за собственные действия со своим ребенком, совсем другое – отвечать за действия другого человека по отношению к нему. Передавая часть своих полномочий и ответственности за ребенка другому взрослому, родитель теряет свободу быстро, гибко и решительно менять то, что ему не нравится в обучении и воспитании ребенка, во взаимодействии с ним. И это понятно – любое посредничество уменьшает скорость и четкость понимания ситуации и реагирования на нее.

Из вышесказанного следует, казалось бы, парадоксальный вывод – разделять ответственность за ребенка с посторонними взрослыми обременительнее, чем нести ее самостоятельно. Т.е. распространенное мнение о том, что родитель, обучая ребенка дома, взваливает на себя некую тяжкую дополнительную ответственность, является не более, чем мифом! Напротив, снимается лишняя ответственность, причем, самая неприятная, самая «неконтролируемая» ее часть – ваша ответственность за действия других взрослых по отношения к вашему ребенку.

Пребывание в иллюзиях

Н

есложно заметить, что все проблемы и вопросы, описанные выше, имеют отношение как к обычной школе, так и к альтернативной. Однако иногда желание сохранить иллюзорные «плюсы» такой привычной, давно существующей школьной системы бывает так сильно, что родители никак не могут отказаться от идеи «хорошей школы». Причины для этого могут быть разные: неуверенность родителей в своих силах, недостаточно глубокое понимание проблемы, материальные затруднения семьи, разногласия внутри семьи, сильное влияние социальных стереотипов, отсутствие поддержки в ближайшем окружении, образ жизни родителей… А результат один – пребывание в иллюзиях по поводу возможности решить проблему школы просто и за чужой счет, не решая своих собственных проблем, не перестраивая свою философию, образ жизни и действий, не изменяя внутрисемейные отношения, убеждения, цели и способы их достижения.

Недостатки существующей школьной системы могут увидеть и описать большинство родителей. С «плохой» школой все ясно, определенно, на ее счет у родителей нет никаких иллюзий и ожиданий, они понимают, что рассчитывать приходится лишь на себя. В «хорошей» школе, как ни парадоксально, ясность и определенность исчезает во всем, начиная от философии самой школы,  которая пытается совместить в себе несовместимое – образно говоря, человечность и «системность» - и кончая позицией родителей, их ожиданиями и надеждами.

В результате я прихожу к довольно неожиданному выводу о том, что «хорошая» школа хуже плохой. И что школы должны быть плохими. Чем хуже школа, тем лучше. Плохая школа, создавая ситуацию кризиса, подталкивает родителей и детей друг к другу, избавляет от длительных сомнений на тему «ДО или не ДО?», «вдохновляет» родителей на решительные самостоятельные действия, на изменение образа мыслей и жизни, сурово приближает к реальности. «Хорошая» школа сглаживает противоречия, откладывает насущные вопросы в отношениях, забирает детей у родителей, создает иллюзорную реальность.

В сущности же, между «плохой» и «хорошей» школой нет принципиальной разницы. По моему глубокому убеждению, проблема школ состоит вовсе не в неуклюжей реализации их идей, а в самой их основе, задумке, в самих этих идеях, изначально заложенных в этом общественном явлении.  Идея школы (яслей, детсада) состоит в том, что родители передают своих детей на воспитание и обучение другим людям. И эта идея будет реализовываться в школе любого вида.

Как из семечка яблока может вырасти только яблоня (крепкая или квелая, с вкусными яблоками или не очень, высокая или низкая…), так и из идеи школы может вырасти только школа. Школе, как яблоне, можно пытаться прививать ветви другого сорта, с более вкусными яблоками, можно удобрять ее, охранять от вредителей и т. п., но никаким образом всеми этими формообразующими ухищрениями невозможно превратить ее в березу, грушу или елку. Поэтому, если вам не нравятся яблоки, не имеет смысла сажать яблоню в надежде, что вы сможете сделать из нее грушу, плоды которой вам нравятся. Да, люди преуспели в скрещивании разных видов растений и получении новых видов плодов, но скрещивание идей часто приводит к непредвиденному появлению  крайне неудачных  монстров.

Часть 1
Часть 2

Назад в раздел