Образование: внедрение некомпетентными непостижимого в безразличных. Джон Мэйнард Кейнс, 1946


Наши проекты



Юмор. И не только...

Откуда берутся свободные дети

Кен Робинсон о смене парадигмы образования

 

 

Социализация - уважительная причина не ходить в школу

Сейчас все большему числу родителей приходит в голову мысль, что они не хотят отдавать своего ребенка в обычную школу? Сначала кажется, что иного варианта нет, но это не так! Хоумскулинг, или домашнее образование – одна из достойных альтернатив. Вот только, как же быть с социализацией? Сможет ли ребенок найти свое место в обществе сейчас и позже, когда станет взрослым? Испытывают ли хоумскулеры проблемы с общением?

К счастью, идея домашнего обучения не нова для многих стран мира. Мы можем смело обращаться к их опыту и проведенным исследованиям. Как раз о социализации и самооценке детей, учащихся дома, рассказывает статья.

Социализация - уважительная причина не ходить в школу

Karl M. Bunday
Перевод: Анна Дорогавцева

Опубликовано: learninfreedom.org

Многие, узнав о том, что родители обучают своего ребенка дома, спрашивают: «А как же социализация?». Я изучал сотни хоумскулеров разных возрастов из различных городов в двух странах, и убежден, что дети, обучающиеся дома, вовсе не обделены в социальном смысле. Но исследователи продолжают изучать вопрос социализации детей, находящихся на домашнем обучении. В данной статье я представлю диссертацию доктора философии, посвященной именно этой теме, а также соответствующие исследования.

Ларри Эдвард Шайерс (Larry Edward Shyers) получил степень доктора философии в Университете Флориды отчасти за проведение исследования по теме «Сравнение социальной адаптации у студентов, обучающихся дома, и учащихся по традиционной системе образования». Все 299 страниц диссертации можно прочесть в University Microfilms International (номер для заказа DA9304052, от UMI, 1 (800) 521-3042). Основные выводы ее можно увидеть в Dissertation Abstracts International на странице 4215A, том 53, номер 12 в серии гуманитарных и социальных наук.

Многие читатели прессы вспомнят вышедшую в 1992 году статью Associated Press об Доктора Шайерса, широко растиражированную по всем Соединенным Штатам. В научной работе Доктор Шайерс измерил самооценку группы 70 хоумскулеров и сравнил ее с тем же показателем у школьников традиционной школы (те же 70 человек в возрасте от 8 до 10 лет). По шкале детской самооценки Piers-Harris (которая широко используется для измерения представлений о самом себе) никакой разницы между группами найдено не было. (Это открытие, кстати, опровергло ранее проведенное исследование Джона Весли Тейлора (John Wesley Taylor) в 1986 году, в котором небольшая выборка детей-хоумскулеров набрала значительно более высокие показатели, нежели обычные школьники по шкале Пирса-Харриса (Piers-Harris). (Диссертация Тейлора «Самооценка хоумскулеров» также доступна на UMI, номер для заказа DA8624219.). Таким образом, вывод работы Шайерса не ограничивается тем, что хоумскулеры имеют более высокую самооценку, нежели другие дети. Фактически все больше исследований (особенно с крупными выборками, а также проведенные недавно) скорее подтверждают результат Шайерса, нежели Тейлора. Это показывает, что не существует значительной разницы в самооценке у общего числа детей-хоумскулеров и школьников, посещающих классные уроки. (Буду благодарен читателю, если он сможет выразить эту мысль точнее, нежели сделал я).

С
амооценка – понятие, созданное самой школьной системой, и для родителей лучшим будет вообще не придавать ей чрезмерного значения.

В любом случае, самооценка – понятие, созданное самой школьной системой, и для родителей лучшим будет вообще не придавать ей чрезмерного значения. Профессор Мартин Е.П. Селигмэн (Martin E.P. Seligman) в популярной книге «Оптимистичный ребенок» рассуждает о том, как само понятие о самооценке начинает играть все более увеличивающуюся роль в школах, наряду с этим уровень самоубийств среди молодежи существенно увеличивается в Соединенных Штатах. Селигмэн предполагает, что «оптимизм», понятие которое он вводит в книге «Оптимистический ребенок», гораздо важнее и достойнее для развития, нежели самооценка. Я читал (и все еще пытаюсь найти подтверждение в других источниках), что Селигмэн сам – отец хоумскулера. Невзирая на то, является он хоумскулером или нет, Сэлигмэн – уважаемый психолог, я читал множество книг и статей, цитирующих его исследование, а также достоверно известно, что профессор Селигмэн на данный момент является президентом Американской психологической ассоциации. Другая точка зрения по вопросу самооценки была представлена Джеем Е. Адамсом (Jay E. Adams), автором многих моих любимых книг. Адамс в освежающе точном религиозном обзоре «Библейский взгляд на самооценку, самолюбие и образ самого себя» поведал миру, что люди, прилежно следующие Писанию, не пытаются укрепить самооценку, они питают в себе любовь к ближним, низводя себя самого и ставя на первое место Любовь к Богу.

У
хоумскулеров значительно меньше поведенческих проблем, чем у традиционно обучаемых школьников.

А Шайерс уже со светской точки зрения обратил внимание на то, как «домашние» дети общаются с другими детьми. Шайерс не нашел никакой значительной разницы в двух выбранных им многочисленных группах по шкале активного поведения ребенка. Но прямое наблюдение квалифицированных обозревателей, использующих «слепой» метод, за играми ребят из двух групп на детской площадке показало, что у хоумскулеров значительно меньше поведенческих проблем (измерения производились при помощи контрольного листа наблюдений за детьми, форма для прямого исследования), чем у традиционно обучаемых школьников. Это исследование было отображено довольно подробно в 1992 году в Associated Press. Шайерс заключил, что эта информация подтверждает гипотезу о том, что общение со взрослыми, а вовсе не с другими детьми, является наиболее важным в развитии социальных навыков у детей.

И
сследование, результаты которого вычислялись по шкале, оценивающей коммуникативные навыки, социализацию и повседневные умения «домашние» дети более зрелые, чем традиционные школьники.

В том же году, когда Шайерс защитил докторскую степень по исследованию социализации хоумскулеров, Томас Смедли (Thomas Smedley) защитил магистерскую степень в Университете Рэдфорда в Виржинии по сходному проекту. Смедли сравнил 20 детей на домашнем обучении с 13-ю обычными школьниками, подбирая детей по сходным демографическим характеристикам. Его научная работа использует шкалу адаптационного поведения Vineland, оценивающая коммуникативные навыки, социализацию и повседневные умения. Смедли обнаружил, что «домашние» дети более зрелые, согласно оценочным категориям шкалы Vineland, и набирают 84 пункта (процентиля) против 27 у традиционных школьников. Таким образом, открытие Шайерса поддерживает проведенное примерно в то же время открытие другого исследователя, использующего совершенно другую оценочную процедуру и выборку. Такие перекликающиеся открытия неординарны для социальной науки.

К слову сказать, диссертация Шайерса имеет основательную библиографию и хороший обзор источников. Читатели, которым требуется больше информации о социализации хоумскулеров, могут обратиться к источникам, указанным Шайерсом.

С автором статьи по вопросам исследования социализации детей на домашнем обучении можно связаться следующим образом:

webmaster@learninfreedom.org
Karl M. Bunday
Minnetonka, MN 55345

Copyright © 2006 Karl M. Bunday, all rights reserved.


Назад в раздел