Ученики научаются не благодаря учителям, а, часто, несмотря на своих учителей.   (Иван Иллич)


Наши проекты



Юмор. И не только...

Откуда берутся свободные дети

Кен Робинсон о смене парадигмы образования

 

 

IQ - это не все. Развиваем эмоциональный интеллект. Часть 1

Что выбирают семьи, оставляющие детей учиться дома? В первую очередь они выбирают свободу. Свободу для ребенка изучать то, что ему интересно, заниматься тем, к чему лежит душа. Они выбирают свободу мысли, свободу мнений, свободу быть самим собой. Все дети рождаются с безграничным любопытством, но как его сохранить, как вырастить ребенка, умеющего прислушиваться к своему сердцу? Статьи австралийского психолога Робина Грила посвящены развитию эмоционального интеллекта - той части нашего я, которая отвечает за мотивацию, самоощущение человека в мире,  адаптивные способности, умение создавать и поддерживать отношения. Речь в статьях идет об этапах эмоционального развития ребенка от рождения до 6 лет, но практически все его советы подходят для родителей более старших детей. Эти статьи - о доверии ребенку, о безусловном принятии, об умении слушать. О том, насколько важно идти за ребенком, отвечать на его потребности, помогать тогда, когда ему нужна помощь, и не вмешиваться, когда он хочет сделать это «сам!», сколько бы ему ни было лет - 2, 12, 22... Именно с этой готовности довериться ребенку, с позиции «иди сам, а я буду рядом» и начинается семейное образование. 

IQ - это не все. Развиваем эмоциональный интеллект. Часть 1

 

Робин Грил (Robin Grille)
Перевод: Елена Жолнина
Специально для проекта "Свобода в образовании"

 

С начала 20 века значение интеллекта (единицей измерения которого стал индекс IQ) превозносится едва ли не в любой человеческой деятельности.

Действительно, сила буквосочетания IQ такова, что и воспитательные, и образовательные методики ставят своей целью достижение детьми максимально возможных интеллектуальных высот. Возникла целая индустрия, со своей специализированной литературой, сложными способами измерения IQ, вариантами интерпретации IQ-тестов, способами прогнозирования будущей карьеры ребенка на их основе. Мало кому удается избежать унизительной процедуры проверки IQ в самых разных жизненных ситуациях.

Фундамент этого культа IQ был заложен в Европе 17-18 вв, когда философы Века Просвещения абсолютизировали разум как основу человеческого совершенства. Эта тенденция сейчас, в постиндустриальную эру, достигла апогея, и мы обожествили интеллект - предполагаемое лекарство от всех мировых недугов.

Благодаря глубоким и скрупулезным исследованиям швейцарского психолога Жана Пиаже (1896 - 1980), мы многое знаем о том, как развивается у детей рациональное мышление, как когнитивное развитие связано с разумом, логикой, памятью и языком. Но значение когнитивных способностей оказалось слишком преувеличенным. И, к несчастью, за счет эмоциональной сферы.

С
мотрите: в январе 2000 г. журнал «Тайм» назвал Альберта Эйнштейна Персоной века. Да, его открытия обширны, но они никак не касаются ничего значимого для человеческого счастья. Почему мы ставим мозг выше сердца и души? Тот факт, что высокий IQ часто идет в связке со склонностью к депрессиям, свидетельствует о низкой адаптивности его носителя. Более того, IQ не гарантирует успеха в отношениях и не имеет ничего общего с чувством общего удовлетворения от жизни или физическим и психологическим здоровьем. Одно из самых печальных заблуждений нашего времени - то, что высокий IQ якобы ведет к эмоциональному балансу и психологической зрелости.

Наша рациоцентричная культура заточена на то, чтобы обучить детей думать, рассуждать и понимать. И мы робкие новички в своих попытках научить детей чувствовать, творить и без опаски ступать в бурный поток человеческих отношений.

Есть и хорошая новость. После продолжительного романа с IQ, медовый месяц подходит к концу. Наконец мы поняли, что интеллект, как и деньги, не гарантирует счастья. Интерес к эмоциональному развитию детей растет, проводятся новые психологические исследования.

Эмоциональный интеллект«Эмоциональный интеллект» - термин, введенный Ховардом Гарднером в книге «Структура разума» (1983) - описывает область человеческого сознания, которая до недавнего времени игнорировалась. Исследование эмоционального интеллекта и способов его развития у детей станет, несомненно, следующей  ступенью социальной эволюции. В настоящее время это одна из самых востребованных тем, уже сейчас сайт Amazon.com выдает по запросу «эмоциональный интеллект» более 50 наименований. Даже самые традиционные школы постепенно уходят от педагогических методик, жестко ориентированных на интеллектуальное развитие и конкуренцию, делая выбор в пользу методов, основанных на сотрудничестве для углубления эмоциональной компетентности детей.

Сейчас усилия психологов и педагогов направлены на то, чтобы уточнить понятие эмоционального интеллекта, разработать методику его измерения (EQ) и научиться развивать его у взрослых и детей. Было установлено, что EQ гораздо важнее IQ, когда дело касается «социальных навыков» - успеха в карьере, в личных и деловых отношениях, воспитании счастливых детей. Умение распознавать, адекватно выражать чувства и справляться с ними мало соотносится с интеллектуальными способностями, однако именно эти умения необходимы для нашего благополучия и общего успеха в жизни. Эмоциональный интеллект - это то, как мы справляемся с душевной болью, разочарованием, стрессом и неприятностями. Неразвитый EQ даже у самых блестящих людей может нивелировать карьерные перспективы, разрушить отношения и привести к разного рода зависимостям.

Эмоциональный интеллект, помимо прочего, включает в себя способность к глубокой эмпатии, умение мудро вести за собой и следовать за другим, не теряя себя, уважать чужие границы и развивать свои таланты, принимать и дарить любовь и поддержку. Отношения не могут быть подлинно глубокими, не могут развиваться без умения делиться с другим своим внутренним миром. Большинство из нас с раннего детства учится игнорировать или прятать свои чувства, не придавать им значения, а потом мы оказываемся способны только на вымороченные, убогие отношения. В свою очередь то, какой уровень эмоционального интеллекта мы передадим нашим детям, зависит от нашей собственной способности чувствовать и готовности расти и развиваться в этойЖизнь, со всеми ее радостями и бедами, - это «большая школа» эмоций. душевной сфере.

Так или иначе все мы стремимся облагородить, усовершенствовать, развить свои коммуникативные навыки. Жизнь, со всеми ее радостями и бедами, - это «большая школа» эмоций.

В любой связи - деловой или личной - задействован эмоциональный интеллект. Не только чтобы быть «вместе», но чтобы из отношений не ушла жизнь и динамика. Большинство из нас стараются все время быть «ОК» и «в порядке», но лишь немногие помнят, что это такое - испытывать глубокое, настоящее блаженство и радость.

Ответив на следующие вопросы, Вы проникнете глубже в себя и лучше поймете, что имеется в виду под эмоциональным интеллектом. Помните, пожалуйста, что это не тест. EQ не измеряется в баллах и единицах. В том, что касается эмоционального интеллекта, нас ждет еще много открытий. Эти вопросы составлены для того, чтобы вызвать Вас на размышления о тех областях эмоциональности, которые Вы хотите углубить и развить. Некоторые из них покажутся банальными на первый взгляд, но тем не менее, не пропускайте их, подумайте о том, как они касаются Вас лично.

Способность к отношениям

  • Если вы огорчены, расстроены, скорбите, Вы дадите себе выплакаться? Позволите ли Вы другим видеть Ваши слезы?
  • Вы умеете свободно и недеструктивно выражать свой гнев, а затем отпускать его?
  • Вы можете быстро справиться с завистью или обидой?
  • Когда Вы напуганы, позволите ли Вы другим стать свидетелями Вашего страха?
  • Вы можете признаться себе в собственных страхах?
  • Вы ощущаете свои эмоциональные и личностные потребности? Относитесь к ним внимательно? С уважением?
  • Можете ли Вы признаться себе, что Вы нуждаетесь в помощи? Попросить о помощи или поддержке?
  • Вы умеете помогать и принимать помощь?
  • Можете ли Вы сказать «нет», не испытывая чувства вины?
  • В состоянии ли Вы жестко противостоять несправедливости?
  • Умеете ли Вы принимать решения без ощущения, что Вами манипулируют?
  • Легко ли Вам выражать и принимать нежность, любовь, страсть?
  • Комфортно ли Вы чувствуете себя в одиночестве, можете ли Вы наслаждаться собственным обществом?
  • Вы искренне прислушиваетесь к себе? А к другим?
  • Умеете ли Вы сопереживать желаниям и чувствам других, не оценивая и не критикуя?
  • В состоянии ли Вы понять чувства другого человека и посочувствовать ему?
  • Способны ли Вы мотивировать других, не прибегая к манипуляциям и методам, основанным на страхе?

Эмоциональная свобода

  • Позволяете ли Вы себе свободно выражать и испытывать удовольствие?
  • В Вашей эмоциональной жизни присутствуют радость, экстаз, волнение, очарованность, благоговение?
  • Часто ли Вы громко смеетесь? Хохочете?
  • Вас когда-нибудь вдохновляли смелость или характер других людей?
  • Способны ли Вы сдерживать (но не подавлять) свои импульсы и откладывать удовольствия без вины, стыда, подавленности?

Гибкость и баланс

  • Вы умеете выстраивать баланс между энергичной работой, развлечениями и отдыхом?
  • Умеете ли Вы принимать чужие потребности и взгляды на жизнь, отличающиеся от Ваших?
  • Вы способны на спонтанные действия? Можете вдруг начать играть, как ребенок? Делать глупости?
  • Ваши цели реа листичны? У Вас хватает терпения методично работать для их осуществления?

Самооценка

  • Вы умеете прощать себе ошибки и не принимать оплошности близко к сердцу?
  • Вы можете без смущения взглянуть на свои недостатки? Вы сохранили умение развиваться и учиться с удовольствием?
  • Вы способны уважать свои достоинства и недостатки без того, чтобы раздуваться от гордости или сгорать от стыда?
  • Можете ли Вы сказать, что Вы в общем и целом честны с собой, в Вас нет бездумного бунтарства и стремления подстроиться под общественные ожидания?
  • Вы способны пережить крушение планов и разочарование, не скатываясь в критику и самобичевание?
  • Вы к себе добры или, напротив, суровы, чрезмерно взыскательны?
  • Вы способны к самомотивации?
  • Вы умеете переживать поражения и провалы, не теряя веру в себя?

Вы можете предложить этот вопросник людям, чьему мнению доверяете, чтобы узнать, как они видят Вас в свете этих вопросов. Зоны, где Вам нужно поработать, будут обозначены вопросами, на которые Вы ответили отрицательно.

Н
аше невнимание к эмоциональному интеллекту означает, что мы будем и дальше страдать, по большому счету, от социальных болезней, корень которых - эмоциональная беспомощность и незрелость. В Австралии неразвитые эмоциональные и коммуникативные навыки ответственны за высочайший уровень депрессий, юношеского суицида, увлечение азартными играми. Дефицит эмоциональных ресурсов - источник эпидемии пищевых расстройств, наркотических зависимостей, травли на детской площадке или в рабочем коллективе. Всеядный консюмеризм и легкость, с которой люди верят соблазнительной рекламе, - это следствие эмоциональной несытости. Не зная, как восполнить наши недостаточные эмоциональные ресурсы, мы остаемся в надоевших и изматывающих отношениях или страдаем, теряя дорогих людей и разрушая семьи.

К счастью, в отличие от IQ, эмоциональный интеллект можно развивать и преумножать всю жизнь. Гоулман (Goleman, 1995) утверждает, что полноценные детско-родительские отношения являются краеугольным камнем эмоционального интеллекта. Наши эмоциональные структуры формируются через подражание родителям и тем образам, среди которых мы выросли. В своей книге «Строим здоровое сознание» (1999) Стэнли Гринспен утверждает, что способы межличностного взаимодействия и эмоции, которые мы вынесли из раннего детства, когда центральная нервная система интенсивно развивается, - «запечатлеваются» в нейронных путях. Как и при изучении языков, новые эмоциональные знания можно приобрести во взрослой жизни, но с гораздо большими усилиями. Раннее детство - идеальный для усвоения период, и поэтому на нас, родителей, ложится ответственность за EQ наших детей, и нам же даются максимальные возможности влиять на него.

Большинство людей способны вырастить детей физически, но все мы так или иначе сталкиваемся с трудностями, когда дело касается создания оптимальных условия для эмоционального развития. Очень трудно дать детям то, чего мы не получили сами, и, таким образом, мы ограничены нашим собственным детским опытом с одной стороны  и дефицитом доверия к области чувств в нашем обществе - с другой.

В последнее время психологи разных школ пытались выявить этапы развития эмоциональной сферы у детей, подобно тому, как Пиаже выделял этапы когнитивного развития. Такая схема могла бы быть чрезвычайно полезна в наших стремлениях помочь детям овладеть своими эмоциями, достигнуть эмоциональной свободы. В этой статье я перечислю психологические и эмоциональные потребности, специфические для каждого из пяти этапов психоэмоционального развития в раннем детстве. Предполагается, что каждый этап требует особых условий и специфического подхода к воспитанию, чтобы эмоциональность ребенка развивалась наилучшим образом. Я понимаю, что никто из нас не в силах обеспечить все эти условия на всех стадиях, ибо мы не всемогущи как родители, как люди и как сообщество. А потому представление об идеале должно стать не поводом для самокритики, а ориентиром, ибо воспитание - это процесс роста  и для родителей.

Глубочайшие, сущностные черты нашего «эмоционального облика» закладываются в первые семь лет жизниГлубочайшие, сущностные черты нашего «эмоционального облика» закладываются в первые семь лет жизни.  Это не означает, что появившиеся в это время паттерны неизменны, однако эмоциональное развитие в этот период максимальное из-за абсолютной открытости ребенка и его уязвимости. Когда  базовые эмоциональные потребности удовлетворены на каждом из этапов, эмоциональный интеллект обогащается набором реакций, которые станут автоматическими в дальнейшей жизни и будут возникать спонтанно. С другой стороны, обретение новых коммуникативных навыков и эмоциональной зрелости во взрослой жизни часто тормозится «зацепками» за болезненные ситуации в прошлом.

Пять детских переходов-инициаций, которые я собираюсь описать, в основе своей биологичны, а потому универсальны и не будут отличаться в разных культурных традициях. На каждом этапе перед ребенком стоит задача освоить (с нашей помощью) новые умения и эмоциональные реакции, которые готовят почву для самооценки и коммуникаций в дальнейшем. Результатом первого перехода становится появление у ребенка представления о собственной ценности и ценности жизни самой по себе на глубочайшем, сущностном уровне.

 Первый переход: право существовать

Что происходит

Эта стадия начинается во втором триместре беременности, включает роды и первые шесть месяцев жизни.

Недавние исследования, опубликованные в журнале «Перинатальные исследования» и «Тайная жизнь нерожденного ребенка» (Томас Верни, 1994) показали, что плод реагирует на чувства матери, а также на целый ряд стимулов окружающей среды - яркий свет, громкие звуки, музыку и даже тембр и тон голосов других людей. Еще в утробе, до появления представления о своей самости (я), плод оказывается под глубоким воздействием окружающей его эмоциональной среды, т.к. он постоянно связан через гормональные приливы и отливы с материнским настроением. На стресс плод реагирует явными признаками стресса, и благоденствует в ответ на мирный эмоциональный климат. То, что и как родители думают о нем, достигает примитивного сознания ребенка, он чувствует и запоминает их радость, неуверенность или даже враждебность по отношению к себе. Ни плод, ни новорожденный не разделяют мать, окружающую среду и себя самого. Следовательно, ребенок - это зеркало родительских эмоций, он знает о себе только то, что они чувствуют. В этом идеально чистом и проницаемом состоянии ребенок принимает отношение родителей к себе как самую суть своего бытия, и вокруг этого опыта начинает формироваться его отношение к себе и к человеческой жизни.

П
ри рождении и в первые месяцы жизни ребенок особенно уязвим, и потому одиночество или нехватка человеческого тепла ввергают его в бездны ужаса и отчаяния. Кормление и сон по режиму жестоко ломают внутренние ритмы ребенка.

Оптимальные условия развития

 Идеальна ситуация, когда оба родителя физически, эмоционально и финансово готовы к появлению ребенка. Оба родителя эмоционально наполнены и готовы отдавать себя и любить бескорыстно, удовлетворяя огромное количество потребностей беспомощного младенца. В идеале, всегда доступна помощь семьи или общины (да, для этого нужна целая деревня!), если родители заняты или слишком устали.

Нетравматичное рождение, без агрессивных акушерских вмешательств, которые воспринимаются ребенком как насилие и шокируют.

К сожалению, в современных родильных отделениях чаще всего фокусируются на экстренных мерах, совершенно игнорируя психологические потребности (и уязвимость) матери и ребенка. Ненужное физическое разделение матери и ребенка после родов жестоко вырывает ребенка из уютного мира матки. Переход во внешний мир оказывает решающее значение на формирование у ребенка представлений о том, куда он попал. Поэтому его появление должно быть максимально мягким и нежным, это прибытие в теплый, оберегающий и добрый мир, где ребенка ждут с радостью (см. Фредерик Лебойер, «Рождение без насилия», 1995). Радость родителей, принимающих малыша, - важнейший компонент его духовного (вос)питания. В идеале мать и ребенок должны оставаться в постоянном физическом контакте, чтобы между ними возникла крепкая связь и здоровая привязанность. Теплота, нежность, забота, близость матери погружают ребенка в ощущения довольства и безопасности, которые настраивают его на эмоциональную уравновешенность и благополучие. И мать, и ребенок нуждаются в защите от конфликтов и агрессивных вмешательств в течение этого уязвимого периода.

Любящий взгляд и нежный голос утоляют голод ребенка, нуждающегося в человеческом участииЛюбящий взгляд и нежный голос утоляют голод ребенка, нуждающегося в человеческом участии, а также закладывают в подсознание образы любящих и эмпатичных отношений. Жизненно важно, чтобы в эти первые месяцы простые, немногочисленные физические и эмоциональные потребности ребенка удовлетворялись на его условиях, в соответствии с его природными ритмами, а не в угоду родительским (и общественным) представлениям о порядке, покое, тишине и т.д.

Миллионы лет эволюции заложили в человека интуитивное понимание: крик ребенка - это всегда сигнал, что ему необходимо внимание. Эмоциональное равновесие и жизнеспособность ребенка зависят от того, как родители отвечают на эти сигналы. Ребенок развивается лучше, когда находится в постоянном физическом контакте с родителями (ношение в слинге в дневное время, совместный сон ночью). Лэдлофф («Принцип континуума», 1975) называет этот период «ручной фазой». Отдельная спальня - это последнее, что нужно ребенку! Такова суть перехода, который мы выводим из биологических и психологических потребностей: от телесного единства с матерью (а после родов - также и отца) - к мягкой и постепенной телесной сепарации.

Задача этапа. Важнейшие эмоциональные навыки формируются в самом начале жизни. То, как мы проживаем этот этап, формирует импринты: «Я имею право быть здесь», «Я желанен в этом мире». В это время закладывается краеугольный камень внутренней безопасности, равно как и основы здоровой самооценки и умение доверять собственным чувствам. При благоприятных условиях зарождается глубокое чувство принадлежности и  неразрывной связи с окружением и природой.

Травмирующий опыт

Естественные младенческие ощущения блаженной близости разбиваются о режимные методы воспитания. Насильственно установленные рутины разрушают природные ритмы ребенка задолго до того, как он окажется способен к самоконтролю, и прерывают развитие чувственной сферы. Излишне рациональный подход к родительству, невнимание к сигналам ребенка, недостаточный физический контакт, частое одиночество - это страшные потрясения для хрупких эмоций ребенка. Нечувствительная, грубая или жестокая среда воспринимаются ребенком как угроза уничтожения.

К
сожалению, наша культура, при поддержке педиатрии, склонна недооценивать эмоциональную восприимчивость детей до 2 лет, что привело к их трагическому одиночеству в колыбельках, кроватках, манежах, несмотря на  отчаянные мольбы о ласке и заботе. Если эти ранние и самые базовые потребности не были удовлетворены, может возникнуть глубинное чувство одиночества, отчуждения, нежеланности и враждебности, которое, даже будучи замаскированным под поверхностной функциональностью, может впоследствии проявляться различными нарушениями в близких отношениях.

Эмоциональные реакции и глубинные убеждения

При наличии травмирующего опыта на этом этапе, ребенок выносит такие убеждения: «Я чужой», «Я ненужный и противный», «Жить страшно и опасно», «Я одинок в этом мире».

Благополучное проживание периода формирует следующие реакции: «Я в безопасности», «Я нужен», «Я имею право быть здесь», «Я имею право демонстрировать свои чувства», «Это безопасно и нормально чувствовать то, что я чувствую», «Я принимаю конфликты как часть жизнь», «Жизнь в целом безопасна и доброжелательна». Здоровое прохождения этого этапа позволяет людям чувствовать себя в безопасности, не терять самоконтроля, быть практичными и реалистичными. Разум и чувства у них остаются в гармонии, а не расходятся как противоположности. Убежденность в своем праве жить готовит почву для формирования адекватной, здоровой самооценки.

Симптоматика нарушений у взрослых

Отчужденность - единственная доступная ребенку форма психологической защиты. Детские травмы могут привести в будущем к замкнутому и равнодушному поведению. Стремление избегать контакта с другими, чрезмерная интеллектуализация, отторжение от жизни, задумчивость. Взрослый чувствует себя неуютно в непредсказуемом мире эмоций и чувств, поэтому он концентрируется на «разумном», «рациональном», «логическом» или «абстрактном» и «философском». Ранимость и гиперчувствительность к обиде и боли - также наследие детских травм первого перехода.

Источник

Робин Грил - австралийский ученый, психолог, психотерапевт, практикующий более 20 лет.  Автор книг «Родительство во имя мира» (2005) (Parenting for a peaceful world) и «Родительство от сердца к сердцу» (Heart to heart parenting) (2008), широко известных в Австралии, США, Канаде.

 

Назад в раздел