В больших государствах государственное образование всегда будет посредственным по той же самой причине, по какой обычно плохо готовят в больших кухнях.  (Фридрих Ницше, 1900)


Наши проекты



Юмор. И не только...

Откуда берутся свободные дети

Кен Робинсон о смене парадигмы образования

 

 

10 признаков того, что Вашему ребенку нужен другой способ обучения

Выбор школы - одно из наиболее важных родительских решений. Но бывает и так, что даже самые ответственные родители слышат: "Не хочу в школу!" Что это: каприз или крик души? Вот 10 признаков, которые должны навести родителей на мысль об альтернативных способах обучения.

 

10 признаков того, что Вашему ребенку нужен другой способ обучения


Автор: Джерри Минц

Перевод: Елена Жолнина

  Специально для проекта "Свобода в образовании"


Многие родители не осознают, насколько радикально изменилась образовательная система с тех пор, как они сами были школьниками. Школы и классы были меньше, бросали учебу реже, школьная жестокость была делом неслыханным,  учителя не боялись показывать свою привязанность к ученикам или обсуждать моральные ценности. Конечно, даже тогда школа была далеко не совершенна, но, по крайней мере, учителя (и обычно руководство) знали каждого ученика по имени - это то, что сейчас становится редкостью.

В связи с тем, что государственная образовательная система значительно ухудшилась, многие родители, учителя и заинтересованные люди взяли на себя создание муниципальных и частных альтернатив существующей системе, и очень важно, чтобы родители знали: у них есть выбор.

Но как понять, что пришло время задуматься о другом подходе к обучению Вашего ребенка? Вот некоторые признаки.

1. Ваш ребенок говорит, что он ненавидит школу?

Если да, то, возможно, что-то со школой не так. Дети от природы любознательны, и пока они маленькие, их трудно удержать от познания мира. Если Ваш ребенок говорит, что он ненавидит школу, прислушайтесь к нему.

2. Вашему ребенку трудно смотреть взрослому в глаза или взаимодействовать со старшими или младшими детьми?

Если так, то Ваш ребенок, вероятно, «социализован» только для взаимодействия с ровесниками в рамках своей возрастной группы (очень распространенная практика в большинстве школ) и теряет способность общаться с иными группами детей и взрослых.

3. Ваш ребенок зациклен на фирменных знаках и дизайнерской одежде для школы?

Это знак, что внешнее ставится выше внутреннего, симптом подхода, который заставляет детей полагаться на поверхностные критерии при сравнении и принятии, а не на внутренние ценности.

4.  Ваш ребенок возвращается из школы уставшим и раздражительным?

 Когда ученик приходит из школы после трудного дня, постоянная усталость и раздражительность - это верные признаки того, что его образовательная среда не стимулирует, а истощает.

5. Придя домой, Ваш ребенок жалуется на конфликты, которые возникают в школе, или несправедливости, свидетелем которых он был?

Это может означать, что в школе способ разрешения конфликтов и стиль общения не ставят интересы ученика во главу угла. Многие школы практикуют быстрое, исходящее от взрослых разрешение конфликта, лишая детей возможности эмоционально прожить и всесторонне обсудить ситуацию по горячим следам.

6. Ваш ребенок потерял интерес к творческому самовыражению через рисование, музыку или танец?

В рамках традиционной системы, творческие дисциплины нередко признаются вторичными по отношению к «академическому» циклу и не поддерживаются. Порой курсы в этой области вообще не предлагаются. Такое пренебрежение часто обесценивает и уничтожает в детях их природные таланты и  способности.

7. Ваш ребенок перестал читать или писать, или заниматься своим хобби просто так, ради удовольствия? Он тратит на домашнюю работу минимум усилий?

Это часто знак того, что инициативность и независимость учеников не ценятся в школе.  У детей есть природная склонность к самообразованию, однако упор на соответствие требованиям стандартных тестов ограничивает возможности учителей поддерживать и питать эту склонность. Результатом может стать снижение интереса к тем областям, которые ранее привлекали, и утрата креативности.

8. Ваш ребенок тянет время до последнего, только бы не делать домашнее задание?

Это сигнал того, что домашняя работа не отвечает его потребностям (возможно, это «тягомотина» или механическая зубрежка) и может подавлять его природную любознательность.

9. Ваш ребенок приходит домой и рассказывает, как интересно было сегодня в школе?

Если нет, может быть, ничто в школе не интересует Вашего ребенка. Почему бы школе и образованию не быть веселыми, живыми, привлекательными?

10. Сотрудники школы или школьный психолог предполагают, что у Вашего ребенка может быть расстройство типа СДВГ и ему следует принимать «Риталин» или подобное лекарство для коррекции поведения?

Будьте осторожны с такими диагнозами и помните, что большая часть традиционного школьного цикла в наши дни - это дисциплинарный контроль. Если требования тестов не дают учителям возможности увлекать учеников, если подавляется желание детей следовать собственным интересам и от них ждут, что они будут сидеть пять или шесть часов в день при недостаточном личном внимании и общении, я полагаю, что это школа больна, у нее СДУ, Синдром Дефицита Учебы, и, возможно, пришло время забрать оттуда Вашего ребенка!

Если Вы обнаружили у своего ребенка некоторые из этих признаков, значит, самое время задуматься об альтернативах. В наши дни есть из чего выбирать. Существуют школы, работающие по методике Монтессори, вальдорфские школы, независимые альтернативные школы (их также называют демократическими школами, или свободными школами, или школами Садбэри). В муниципальных школах можно оформить экстернат.

По мере того, как все больше родителей узнают о существующих альтернативах (и делают свой выбор в их пользу), мы надеемся, что существующая традиционная система будет развиваться, отвечая потребностям учеников. В то же время, не ждите, пока изменится система, возьмите на себя ответственность за образование своих детей. Найдите то, что Вам подходит, и выберите лучшее для своего ребенка.

Ни один из перечисленных признаков не стоит воспринимать как повод для паники. Но если вы обнаружили несколько, Вам следует серьезно изучить, какие существуют образовательные альтернативы.

 Об авторе.

Джерри МинцДжерри Минц уже более 30 лет является одним из лидеров движения за альтернативное образование.  Имея за плечами 17-летний опыт работы школьным учителем и директором частной школы, он основал несколько альтернативных школ и организаций, консультирует и читает лекции по всему миру. Автор многих статей и книг, посвященных альтернативному образованию. Организатор, директор Организации Альтернативного Образования (Alternative Education Resourse Organization), главный редактор сетевого журнала «Образовательная революция» (The Educational revolution).

 

Источник

Назад в раздел