Конспект вебинара Алексея Битнера «Русский язык в домашнем обучении (начальная школа)»

Author: ElenaZamyatkina, 29/09/2011, Комментарии отключены

Прежде всего необходимо развести в стороны две вещи: грамотная речь и грамотное письмо и программа школы по русскому языку. Вещи очень разные, где-то пересекающиеся, где-то нет. Дело в том, что акценты, которые расставляет школа при обучении русскому языку, таковы, что часто как раз блокируют возможность научить ребенка грамотно писать, читать и разговаривать.

Мне кажется естественным, что все родители хотят, чтобы их дети грамотно писали. Собственно, грамотное письмо и грамотная речь – на мой взгляд и есть тот стратегический результат, которого стоит добиваться при обучении русскому языку ребенка в школьные годы. Определение очень простое: «Человек, который может свою собственную речь записать грамотно.» Речь не идет о подлежащих и сказуемых, о существительных и прилагательных, о звукобуквенном анализе слова и т.д. Вопрос, на который надо ответить, – ведет ли изучение всех этих вещей и, если ведет, то на сколько, к грамотному письму и грамотной речи. На мой взгляд, значительная часть программы по русскому языку как минимум является нейтральной по отношению к грамотности. В ряде случаев она грамотности вредит. А родители, которые отважились на обучение вне школы, как правило сталкиваются, с одной стороны, с прессингом со стороны школы, а, с другой стороны, они внутри себя часто не обладают уверенностью, чтобы сказать: «Да отодвиньте вы эти требования! У нас вот такие приоритеты, и мы будем их придерживаться!» Как правило, взявшись обучать русскому языку дома, берут все тот же учебник русского языка, и те же самые упражнения выполняют. В этом случае мы дома воспроизводим все то, что  в школе.

Но родители могут поставить и такую цель: «Желательно, чтобы мой ребенок грамотно писал, умел красиво говорить, чтобы при письме он не допускал орфографических ошибок и ставил большинство запятых». Именно большинство запятых, потому что людей, которые безукоризненно расставят все запятые в сложных случаях, достаточно немного.

Для того чтобы достичь этого результата, нужно, на мой взгляд,  во-первых,  много писать таким образом, чтобы реакция на ошибку ребенка была сразу же. Ребенок должен сразу узнать, что пишет неправильно. Всякая проверка текста потом (через день, через час) обладает ничтожным обучательным эффектом, потому что ребенок не думал последние сутки о том, что он написал. А когда он написал, это уже случилось, и его организм это уже запомнил.

Во-вторых, необходимо писать ежедневно.

В-третьих, нужно писать таким образом, чтобы это не было просто занятие русским языком. Писать нужно по разным поводам. Если русский язык со всеми его правилами возникает для ребенка только тогда, когда мы говорим: «Сегодня у нас будет русский язык», тогда для ребенка это только какой-то отдельный кусок жизни, где нужно соблюдать правила. А в остальной жизни можно и не соблюдать (по крайней мере никто не проверяет).

Писать надо вместе с родителями, нужно быть рядом, нужно, чтобы письмо по-возможности сопровождалось положительными эмоциями.

Ребенок должен понять, что письмо все время должно быть грамотным, а не только во время урока русского языка.

 


Comments are closed.